Упражнение Определите вид связи придаточных предложений с главным
1.последовательное подчинение
2.Однородное подчинение
3.Параллельное подчинение
1 вариант
1.Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человечий род свою судьбу устроит на планете .
2.Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем.
3. Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались, как нас обнимала гроза?
4.Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
5.Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.
6.Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.
7.Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.
8.Москва просыпается всякий раз, когда надобно, и становится в уровень с обстоятельствами, когда над Русью гремит гроза.
9.Не думай, что все пропели, что бури все прогремели.
10.Мы из тех, нестареющих, кто без устали трудится, и сознательно верящих, что все лучшее сбудется!
1.(Покуда есть моя страна на свете), [уверен я], (что человечий род свою судьбу устроит на планете).
(Покуда), [ ], (что). СПП с неоднородным подчинением . 1 придаточное (до каких пор?) - времени; 2 придаточное (в чём?) - изъяснительное.
2.[Тот, (кто поймет), (что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге), уже перестанет быть обывателем].
[тот, (кто), (что ), ] СПП с последовательным подчинением. 1 придаточное - (кто?) - изъяснительное или местоименно-соотносительное (смотря какую классификацию вы изучаете); 2 придаточное (что?) - придаточное изъяснительное.
3. [Ты помнишь, товарищ], (как вместе сражались), (как нас обнимала гроза)?
[ ], ( как ), (как ). СПП с однородным подчинением. Оба придаточные
отвечают на один вопрос (о чём?) - изъяснительные.
Ответ: Последовательное подчинение
Обоснование: В данном предложении главное и придаточное предложения объединяются так, что после союза "покуда" наступает придаточное предложение, которое является следствием или результатом главного предложения.
2. Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем.
Ответ: Однородное подчинение
Обоснование: Здесь главное предложение "Тот, кто поймет, уже перестанет быть обывателем" имеет два придаточных предложения, которые оба связаны с главным предложением через союз "что". Оба придаточных предложения имеют одну и ту же роль в значении и синтаксическую функцию в предложении.
3. Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались, как нас обнимала гроза?
Ответ: Однородное подчинение
Обоснование: Главное предложение "Ты помнишь, товарищ" имеет два придаточных предложения, которые оба связаны с главным предложением через союзы "как". Оба придаточных предложения имеют одну и ту же роль в значении и синтаксическую функцию в предложении.
4. Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
Ответ: Последовательное подчинение
Обоснование: В данном предложении главное и придаточное предложения объединяются так, что в придаточном предложении выражена причина того, что описано в главном предложении.
5. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.
Ответ: Последовательное подчинение
Обоснование: В данном предложении главное и придаточное предложения объединяются так, что в придаточном предложении выражена причина того, что описано в главном предложении.
6. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.
Ответ: Однородное подчинение
Обоснование: Здесь главное предложение "Кто говорит, тот ничего не знает о войне" имеет два придаточных предложения, которые оба связаны с главным предложением через союз "что". Оба придаточных предложения имеют одну и ту же роль в значении и синтаксическую функцию в предложении.
7. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.
Ответ: Параллельное подчинение
Обоснование: В данном предложении главное и придаточное предложения объединяются через союз "как". Придаточное предложение выражает параллельное действие или обстоятельства к главному предложению.
8. Москва просыпается всякий раз, когда надобно, и становится в уровень с обстоятельствами, когда над Русью гремит гроза.
Ответ: Параллельное подчинение
Обоснование: В данном предложении главное и придаточное предложения объединяются через союз "и". Придаточное предложение выражает параллельное действие или обстоятельства к главному предложению.
9. Не думай, что все пропели, что бури все прогремели.
Ответ: Параллельное подчинение
Обоснование: В данном предложении главное и придаточное предложения объединяются через союз "что". Придаточное предложение выражает параллельное действие или обстоятельства к главному предложению.
10. Мы из тех, нестареющих, кто без устали трудится, и сознательно верящих, что все лучшее сбудется!
Ответ: Однородное подчинение
Обоснование: Здесь главное предложение "Мы из тех" имеет два придаточных предложения, которые оба связаны с главным предложением через союзы "кто". Оба придаточных предложения имеют одну и ту же роль в значении и синтаксическую функцию в предложении.