Упражнение 2. Выделите в тексте сочинительные союзы; определите, к какой группе по значению они относятся: 1) соединительные; 2) противительные; 3) разделительные; 4) присоединительные; 5) пояснительные; 6) градационные; 7) отрицательно-утвердительные.
1. Прибой то выбрасывал на скалы умершие водоросли, то отходил от берегов и надолго замолкал (Пауст.). 2. У Щедрина было больше всего научных книг, офицеры же спрашивали развлекательную беллетристику (Пауст.). 3. На отвесной этой стене не было ни трещин, ни следов водомоин, то была совершенно девственная стена, будто только что возникшая здесь (Пауст.). 4. При малейшем ветре листья бамбука не шумели, как наша северная листва, а перешептывались (Пауст.). 5. Между тем самолет подбросило еще раз, и Александр Маркович понял, что это поблизости происходят взрывы, - сражение продолжалось, треск пушек и пулеметов не смолкал ни на мгновение, и тише стало, только когда задраили люк и опять заревели моторы, то есть стало даже не тише, а иначе (Ю.Г.). 6. Могущество страны не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! (Пауст.). 7. Человек может, умело подобрав древесные породы, не только сохранить девственное плодородие лесной почвы, но и увеличить его до огромных размеров (Пауст.). 8. Сорванные с можжевельника ссохшиеся ягоды тоже пахли сосной и пахли еще оперением тетеревов - диким запахом непролазных чащоб и болот (Пауст.). 9. Таким, конечно, был хутор и в дедовские времена, да мало изменился и город, что на пути к нему из Суходола (Бун.). 10. Вдалеке цепочкой выстроились сосны над зеркальным высверком то ли реки, то ли озера, то ли канала - не решишь на таком расстоянии (Ю.Л.). 11. Так путем и невидали мы в детстве Суходола: были там только раз, да и то проездом в Задонск (Бун.). 12. Правда, столбовые мы, Хрущевы, в шестую книгу вписанные, и много было среди наших легендарных предков знатных людей вековой литовской крови да татарских князьков (Бун.). 13. Или погибнуть, или завоевать себе право устроить жизнь по правде, - так был поставлен во Л.Т.). 14. Я долго терпел твои проказы; а долее терпеть не намерен (П лето сырая и горькая осень, но Балашов не возвращался (Пауст.). 16. И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего непонимающими, тогда как они все понимают (Дост.).
1. Прибой то выбрасывал на скалы умершие водоросли, то отходил от берегов и надолго замолкал (Пауст.).
Сочинительный союз "то...то" относится к группе разделительных союзов. В этом контексте он означает, что прибой выполняет разные действия: выбрасывает водоросли на скалы, отходит от берегов и замалчивает.
2. У Щедрина было больше всего научных книг, офицеры же спрашивали развлекательную беллетристику (Пауст.).
Сочинительный союз "же" относится к группе противительных союзов. В этом контексте он выражает противопоставление интересов Щедрина и офицеров - Щедрин имел больше научных книг, а офицеры интересовались развлекательной беллетристикой.
3. На отвесной этой стене не было ни трещин, ни следов водомоин, то была совершенно девственная стена, будто только что возникшая здесь (Пауст.).
Сочинительный союз "ни...ни...то" относится к группе противительных союзов. Он выражает отсутствие каких-либо признаков на стене: ни трещин, ни следов водомоин.
4. При малейшем ветре листья бамбука не шумели, как наша северная листва, а перешептывались (Пауст.).
Сочинительный союз "а" относится к группе противительных союзов. В этом контексте он выражает противопоставление двух характеристик шума: листья бамбука не шумели, в отличие от нашей северной листвы, они перешептывались.
5. Между тем самолет подбросило еще раз, и Александр Маркович понял, что это поблизости происходят взрывы, - сражение продолжалось, треск пушек и пулеметов не смолкал ни на мгновение, и тише стало, только когда задраили люк и опять заревели моторы, то есть стало даже не тише, а иначе (Ю.Г.).
Сочинительный союз "и" относится к группе соединительных союзов. В этом контексте он связывает ряд последовательных действий и событий: подброс самолета, понимание Александра Марковича, продолжение сражения, треск пушек и пулеметов, затем звук закрытия люка и рев моторов.
6. Могущество страны не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! (Пауст.).
Сочинительный союз "но" относится к группе противительных союзов. В этом контексте он выражает противопоставление двух факторов могущества страны: не только в материальном богатстве, но и в душе народа.
7. Человек может, умело подобрав древесные породы, не только сохранить девственное плодородие лесной почвы, но и увеличить его до огромных размеров (Пауст.).
Сочинительный союз "но" относится к группе противительных союзов. В этом контексте он выражает противопоставление двух действий: не только сохранить девственное плодородие лесной почвы, но и увеличить его до огромных размеров.
8. Сорванные с можжевельника ссохшиеся ягоды тоже пахли сосной и пахли еще оперением тетеревов - диким запахом непролазных чащоб и болот (Пауст.).
Сочинительный союз "и" относится к группе соединительных союзов. В этом контексте он связывает две характеристики запаха, исходящего от сорванных ягод: запах сосны и запах оперения тетеревов.
9. Таким, конечно, был хутор и в дедовские времена, да мало изменился и город, что на пути к нему из Суходола (Бун.).
Сочинительный союз "да" относится к группе присоединительных союзов. В этом контексте он выражает соединение двух пояснений: хутор был таким и в дедовские времена, и город мало изменился.
10. Вдалеке цепочкой выстроились сосны над зеркальным высверком то ли реки, то ли озера, то ли канала - не решишь на таком расстоянии (Ю.Л.).
Сочинительный союз "то ли...то ли" относится к группе разделительных союзов. В этом контексте он выражает неопределенность в выборе между несколькими вариантами: реки, озера или канала.
11. Так путем и невидали мы в детстве Суходола: были там только раз, да и то проездом в Задонск (Бун.).
Сочинительный союз "да" относится к группе присоединительных союзов. В этом контексте он связывает два события: путем и невидение Суходола.
12. Правда, столбовые мы, Хрущевы, в шестую книгу вписанные, и много было среди наших легендарных предков знатных людей вековой литовской крови да татарских князьков (Бун.).
Сочинительный союз "и" относится к группе соединительных союзов. В этом контексте он связывает две группы людей: легендарных предков, имеющих литовскую кровь, и татарских князьков.
13. Или погибнуть, или завоевать себе право устроить жизнь по правде, - так был поставлен во Л.Т.).
Сочинительный союз "или" относится к группе противительных союзов. В этом контексте он выражает противопоставление двух вариантов действия: погибнуть или завоевать себе право устроить жизнь по правде.
14. Я долго терпел твои проказы; а долее терпеть не намерен (Пауст.).
Сочинительный союз "а" относится к группе противительных союзов. В этом контексте он выражает противопоставление двух соображений: я долго терпел твои проказы, но в последствии не намерен больше терпеть.
15. Лето сырая и горькая осень, но Балашов не возвращался (Пауст.).
Сочинительный союз "но" относится к группе противительных союзов. В этом контексте он выражает противопоставление двух фактов: сырая и горькая осень, но Балашов не возвращался.
16. И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего непонимающими, тогда как они все понимают (Дост.).
Сочинительный союз "как" относится к группе градационных союзов. В этом контексте он выражает сравнение между тем, как отцы и дети считают друг друга: отцы считают детей маленькими и непонимающими, в то время как дети все понимают.