Упражнение 177
а) Спишите. Определите склонение и падеж имён существительных.
На крыш.. избушк.., на ветк.. сирен.., на площад.. около башн.., на окраин.. деревн.., в театр.. на спектакл.., в рукопис.. книг.., из жизн.. девочк.., по глупост.. Ан.., в радост.. и печал.., без подруг.., на макушк.. яблон.., в честност.. Саш.., на опушк.. рощ.., на концерт.. тёт.., на ветв.. яблон.., о мудрост.. Кол.. .
б) Составьте предложение с одним из словосочетаний. Разберите предложение по членам предложения и частям речи и выпишите словосочетания.
в) Выучите правило.
На крыше избушки, на ветке сирени, на площадке около башни, на окраине деревни, в театре на спектакле, в рукописи книги, из жизни девочки, по глупости Ани, в радости и печали, без подруги, на макушке яблони, в честности Саши, на опушке рощи, на концерте тёти, на ветви яблони, о мудрости Коли.
У нас есть маленький домик на окраине деревни.
Давайте решим упражнение 177 по порядку.
а) Спишите предложение.
На крыш.. избушк.., на ветк.. сирен.., на площад.. около башн.., на окраин.. деревн.., в театр.. на спектакл.., в рукопис.. книг.., из жизн.. девочк.., по глупост.. Ан.., в радост.. и печал.., без подруг.., на макушк.. яблон.., в честност.. Саш.., на опушк.. рощ.., на концерт.. тёт.., на ветв.. яблон.., о мудрост.. Кол...
Теперь приступим к определению склонения и падежа имен существительных.
1. На крыш. избушк. - склонение: 2-е склонение, падеж: родительный. Мы спрашиваем у предложения: "на кого (чего)?" и получаем ответ - на что? (на что крыша избушки?)
2. На ветк. сирен. - склонение: 1-ое склонение, падеж: родительный. Мы спрашиваем у предложения: "на кого (чего)?" и получаем ответ - на что? (на что ветка сирени?)
3. На площад. около башн. - склонение: 1-ое склонение, падеж: родительный. Мы спрашиваем у предложения: "около чего (кого)?" и получаем ответ - около чего? (около чего площадь около башни?)
4. На окраин. деревн. - склонение: 2-е склонение, падеж: родительный. Мы спрашиваем у предложения: "на чем (ком)?" и получаем ответ - на что? (на что окраина деревни?)
5. В театр. на спектакл. - склонение: 2-е склонение, падеж: винительный. Мы спрашиваем у предложения: "куда (что)?" и получаем ответ - на что? (на что идем в театр?)
6. В рукопис. книг. - склонение: 1-ое склонение, падеж: родительный. Мы спрашиваем у предложения: "о чем (ком)?" и получаем ответ - о чем? (о чем рукопись?)
7. Из жизн. девочк. - склонение: 3-е склонение, падеж: родительный. Мы спрашиваем у предложения: "из чего (кого)?" и получаем ответ - из чего? (из чего жизнь девочек?)
8. По глупост. Ан. - склонение: 1-ое склонение, падеж: дательный. Мы спрашиваем у предложения: "по поводу чего (кого)?" и получаем ответ - по какому поводу? (по какому поводу глупость Ани?)
9. В радост. и печал. - склонение: 1-ое склонение, падеж: предложный. Мы спрашиваем у предложения: "о чем (ком)?" и получаем ответ - о чем? (о чем радость?)
10. Без подруг. - склонение: 1-ое склонение, падеж: родительный. Мы спрашиваем у предложения: "без кого (чего)?" и получаем ответ - без кого? (без кого подруги?)
11. На макушк. яблон. - склонение: 2-е склонение, падеж: родительный. Мы спрашиваем у предложения: "на что (кого)?" и получаем ответ - на что? (на что макушка яблони?)
12. В честност. Саш. - склонение: 1-ое склонение, падеж: родительный. Мы спрашиваем у предложения: "о чем (ком)?" и получаем ответ - о чем? (о чем честность Саши?)
13. На опушк. рощ. - склонение: 3-е склонение, падеж: родительный. Мы спрашиваем у предложения: "на что (кого)?" и получаем ответ - на что? (на что опушка рощи?)
14. На концерт. тёт. - склонение: 1-ое склонение, падеж: винительный. Мы спрашиваем у предложения: "на кого (что)?" и получаем ответ - на кого? (на кого идем на концерт?)
15. На ветв. яблон. - склонение: 2-е склонение, падеж: родительный. Мы спрашиваем у предложения: "на что (кого)?" и получаем ответ - на что? (на что ветвь яблони?)
16. О мудрост. Кол. - склонение: 1-ое склонение, падеж: родительный. Мы спрашиваем у предложения: "о чем (ком)?" и получаем ответ - о чем? (о чем мудрость Коли?)
б) Составьте предложение с одним из словосочетаний и разберите его по членам предложения и частям речи.
Пример: На крыше избушки стоял кошелек.
Данное предложение разбирается следующим образом:
- Предложение состоит из подлежащего (кошелек) и сказуемого (стоял).
- Подлежащее - самостоятельное существительное, является одушевленным.
- Сказуемое - глагол, указывает на действие.
- Словосочетание "на крыше избушки" выступает в роли местоименной определительной конструкции, отвечает на вопрос "где?".
Продолжая задания, можно составить предложение с другим словосочетанием и провести аналогичный анализ предложения.
в) И, наконец, выучите правило.
Правило, которое мы изучаем, связано с определением склонения и падежа имен существительных. Нам нужно обращать внимание на окончания существительных и сопоставлять их с таблицей склонений. Также важно знать, какие вопросы задавать предложению, чтобы определить падеж имен существительных.
Дорогие ученики, надеюсь, что данное разъяснение помогло вам понять и решить упражнение 177. Желаю вам успехов в дальнейшем изучении русского языка!