Упражнение 139. Прочитайте выразительно стихотворение и. Бунина «Апрель». Спишите, выделите односоставные предло-
жения и определите их стилистическую функцию.
Туманный серп, неясный полумрак,
Свинцово-тусклый блеск железной крыши,
Шум мельницы, далёкий лай собак,
Таинственный зигзаг летучей мыши.
А в старом палисаднике темно,
Свежо и сладко пахнет можжевельник,
И сонно, сонно светится сквозь ельник
Серпа зеленоватое пятно.
Вот текст стихотворения:
Туманный серп, неясный полумрак,
Свинцово-тусклый блеск железной крыши,
Шум мельницы, далёкий лай собак,
Таинственный зигзаг летучей мыши.
А в старом палисаднике темно,
Свежо и сладко пахнет можжевельник,
И сонно, сонно светится сквозь ельник
Серпа зеленоватое пятно.
Нашей первой задачей будет выделить односоставные предложения. Односоставные предложения состоят из одного главного члена и не имеют смысловых частей предложения, как например подлежащего и сказуемого.
Апрель. - это односоставное предложение. В нем отсутствуют подлежащее и сказуемое, но предоставлено всего одно слово, которое передает название месяца и является главным членом предложения.
Определение стилистической функции односоставного предложения основано на его эмоциональной окраске. В данном стихотворении, легкое односложное предложение "Апрель." создает особую атмосферу загадочности, вносит подтекст и призывает читателя задуматься о происходящем.
Возвращаемся к стихотворению "Апрель".
Следующее односоставное предложение: "Туманный серп, неясный полумрак". Здесь снова имеем один главный член в предложении и отсутствие подлежащего и сказуемого. Это предложение описывает атмосферу и состояние окружающей среды, передает некую загадочность и таинственность апрельского вечера.
Теперь обратим внимание на следующее односоставное предложение: "Свинцово-тусклый блеск железной крыши". Оно, также как и предыдущее, описывает окружающую среду и создает точные образы в голове читателя. Картинка свинцово-тусклого блеска железной крыши может вызывать разные эмоции у каждого из нас.
Теперь переходим к следующему односоставному предложению: "Шум мельницы, далекий лай собак". Здесь мы опять видим одно главное слово, которое описывает звуковую обстановку окружающего пространства. Читая это предложение, можно проникнуться атмосферой далекого сельского пейзажа и почувствовать шум мельницы и лай собак.
Продолжим с "Таинственный зигзаг летучей мыши". Это предложение передает еще больше загадки и некой мистики. Зигзаг летучей мыши вызывает интерес у читателя, придает стихотворению дополнительную долю загадочности и тайны.
Перейдем к последнему односоставному предложению: "Серпа зеленоватое пятно". В этом предложении описывается природа, окружающая природная красота. Благодаря этому предложению можно представить себе зеленоватое пятно серпа сквозь свежий, темный палисадник.
Вот и все, дети! Мы рассмотрели стихотворение И. Бунина и выделили односоставные предложения, а также обсудили их стилистическую функцию. Упражнение выполнено успешно!
Следуя пошаговому решению и обоснованию ответа, я надеюсь, что ясно и понятно объяснил данную тему. Если у вас остались вопросы, не стесняйтесь задавать их!