Упражнение 1. Выделяя грамматические основы предложений, определите, что соединяют союзы. 1. Поэт истратил свою ночь, пока другие пировали, и теперь понимал, что вернуть ее нельзя. 2. Арестант же тем временем продолжал свою речь, но секретарь ничего более не записывал. 3. Гость долго грустил и дергался, но наконец заговорил. 4. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее больше не увижу. 5. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. 6. Дверь распахнулась, и растрепанная, нагая, но уже без всяких признаков хмеля женщина с исступленными глазами вбежала в комнату и простерла руки к Маргарите. 7. Проспав до субботнего заката, и мастер и его подруга чувствовали себя совершенно окрепшими, и только одно давало знать о вчерашних приключениях (М.Булгаков).
Упражнение 2. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите типы односоставных предложений в рамках сложносочиненных.
1. Отношения таким образом были восстановле(…)ы и все трое вновь сели на скамью (Булг.). 2. Светало и свет еще (не)погаше(…)ых на ш…ссе ф…нарей был уже (н…)нужен и (н…)приятен (Булг.). 3. Он даже сам заговаривал с ними и ему отвечали ласково (Дост.). 4. Чувства ли его были так изощре(…)ы или действительно было очень слышно но вдруг он различил как(бы) осторожный ш…рох рукой у замочной ручки и как(бы) шелест платья о самую дверь (Дост.). 5. Оба приятеля очень крепко поцеловались и Манилов увел своего гостя в комнату (Гог несколько минут и Сильвио пр…рвал молчание (П.). 7. Дышать стало гораздо легче и голоса под липами теперь звучали мягче, (по) вечернему (Булг.). 8. Ему отвели квартиру и он поселился в крепости (Л.).
Упражнение 3. Перепишите, расставляя знаки препинания в приведенных ниже сложноподчиненных предложениях. Подчеркните грамматические основы и охарактеризуйте средства связи. Укажите типы односоставных предложений в рамках сложноподчиненных. Составьте схемы предложений.
1. Тут ужас до того овл…дел Берлиозом что он закрыл глаза. 2. Прокуратор был как каме(…)ый потому что боялся качнуть пылающей адской болью головой. 3. (Не)зная как ответить на это секретарь счел нужным повторить улыбку Пилата. 4. Мне пришли в голову (кое) какие новые мысли которые могли бы, пол…гаю, показаться тебе интересными. 5. Ивану стало изве…но что мастер и (не)знакомка полюбили (друг) друга так крепко что стали соверше…о (не)разлучны. 6. Ей (н…)куда (не)хотелось уходить хотя и было, по ее расчетам, уже поздно. 7. Человек перейдет в царство истины где вообще (не)будет надобна (н…)какая власть (М.Булгаков). 8. Он явился ко мне в полной форме и об…явил что ему велено остаться у меня в крепости. 9. Подозрений на него было много хоть он (н…) в какой шалости (не)был замечен. 10. Я знаю, что год тому назад она ему больно нравилась (М.Лермонтов).
Упражнение 4. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений. Объясните постановку запятой или точки с запятой.
Для справок: Запятая ставится между неосложненными частями бессоюзного предложения, если они тесно связаны по смыслу. Точка с запятой ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если они менее тесно связаны по смыслу, значительно распространены или осложнены обособленными членами.
1. Дождь вечернее небо очистилось в селе было тихо избы темны (Бун.). 2.Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце, птицы мирно поют (Тург.). 3. Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускал- 14 ся к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей неистово квакали лягушки (Ч.). 4. Нынче жарко парит на дворе тепло пахнет разогретой травой из-за ярко-зеленых вершин сада осл то​

егор23578584 егор23578584    3   09.06.2020 11:28    79

Ответы
dushka305070 dushka305070  10.01.2024 07:04
Упражнение 1:
1. Поэт истратил свою ночь, пока другие пировали, и теперь понимал, что вернуть ее нельзя.
Союз "и" соединяет две главные предложения: "Поэт истратил свою ночь" и "другие пировали".
2. Арестант же тем временем продолжал свою речь, но секретарь ничего более не записывал.
Союз "но" соединяет две главные предложения: "Арестант же тем временем продолжал свою речь" и "секретарь ничего более не записывал".
3. Гость долго грустил и дергался, но наконец заговорил.
Союз "но" соединяет две главные предложения: "Гость долго грустил и дергался" и "наконец заговорил".
4. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее больше не увижу.
Союзы "и" и "а" соединяют перечисление в предложении: "мне показалось, что с нею необходимо говорить" и "тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее больше не увижу".
5. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя.
Союзы "и" и "а" соединяют перечисление в предложении: "прогулка принесла бы тебе большую пользу" и "я с удовольствием сопровождал бы тебя".
6. Дверь распахнулась, и растрепанная, нагая, но уже без всяких признаков хмеля женщина с исступленными глазами вбежала в комнату и простерла руки к Маргарите.
Союзы "и" и "и" соединяют перечисление в предложении: "дверь распахнулась", "растрепанная, нагая, но уже без всяких признаков хмеля женщина вбежала в комнату" и "простерла руки к Маргарите".
7. Проспав до субботнего заката, и мастер и его подруга чувствовали себя совершенно окрепшими, и только одно давало знать о вчерашних приключениях (М.Булгаков).
Союзы "и" и "и" соединяют перечисление в предложении: "мастер и его подруга чувствовали себя совершенно окрепшими" и "только одно давало знать о вчерашних приключениях".

Упражнение 2:
1. Отношения таким образом были восстановле(…)ы и все трое вновь сели на скамью (Булг.).
Тире и союз "и" соединяют две части сложного предложения: "Отношения таким образом были восстановле(…)ы" и "все трое вновь сели на скамью".
2. Светало и свет еще (не)погаше(…)ых на ш…ссе ф…нарей был уже (н…)нужен и (н…)приятен (Булг.).
Точка с запятой и союз "и" соединяют две части сложного предложения: "Светало" и "свет еще (не)погаше(…)ых на ш…ссе ф…нарей был уже (н…)нужен и (н…)приятен".
3. Он даже сам заговаривал с ними и ему отвечали ласково (Дост.).
Точка с запятой и союз "и" соединяют две части сложного предложения: "Он даже сам заговаривал с ними" и "ему отвечали ласково".
4. Чувства ли его были так изощре(…)ы или действительно было очень слышно но вдруг он различил как(бы) осторожный ш…рох рукой у замочной ручки и как(бы) шелест платья о самую дверь (Дост.).
Тире и союзы "и" соединяют перечисление в предложении: "Чувства ли его были так изощре(…)ы или действительно было очень слышно" и "он различил как(бы) осторожный ш…рох рукой у замочной ручки и как(бы) шелест платья о самую дверь".
5. Оба приятеля очень крепко поцеловались и Манилов увел своего гостя в комнату (Гог несколько минут и Сильвио пр…рвал молчание (П.).
Точка с запятой и союзы "и" соединяют перечисление в предложении: "Оба приятеля очень крепко поцеловались" и "Манилов увел своего гостя в комнату"; "Гог несколько минут" и "Сильвио пр…рвал молчание".
7. Дышать стало гораздо легче и голоса под липами теперь звучали мягче, (по) вечернему (Булг.).
Запятая и союз "и" соединяют две части сложного предложения: "Дышать стало гораздо легче" и "голоса под липами теперь звучали мягче, (по) вечернему".
8. Ему отвели квартиру и он поселился в крепости (Л.).
Запятая и союз "и" соединяют две части сложного предложения: "Ему отвели квартиру" и "он поселился в крепости".

Упражнение 3:
1. Тут ужас до того овл…дел Берлиозом что он закрыл глаза.
Внутренняя асиндетоническая связь между двумя частями сложноподчиненного предложения: "Тут ужас до того овл…дел Берлиозом" и "он закрыл глаза".
2. Прокуратор был как каме(…)ый потому что боялся качн
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык