Упражнение 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Старые вётлы (1) бросая (2) через медленно текущую (3) реку на луг длинные густые тени (4) постепенно зарумяниваются (5) покрываясь багрянцем заката.
Упражнение 2.
В каком предложении нет обособленных членов? (Знаки препинания не расставлены.) 1) На этих горах покрытых теперь морем могли сохраниться остатки древней жизни 2) Солнце ещё не вошедшее в силу греет бережно и ласково. 3) Люди же изумлённые стали как камни. 4) Он работал не покладая рук.
Упражнение 3.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мальчики схватились за руки и (1) поминутно спотыкаясь (2) и (3) набивая себе синяки (4) бросились бежать под защиту дуба (5) стоявшего на берегу. 1) 1,3,5 2) 1,2,4 3) 1,2,3,4 4) 1,4,5
Упражнение 4.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Между деревьями вились (1) сплетаясь (2) и (3) расплетаясь (4) узкие тропинки (5) протоптанные местными ребятишками.
Упражнение 5.
Найдите предложение(-я) с обособленным распространённым приложением и напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий). И вот настал день, когда к нему, к «царскому лиственю», подступили чужие люди. (2) Тот, кто шёл первым, с маху, пробуя листвень, стукнул обухом топора о ствол и едва удержал топор, с испугом отдёрнул голову, - с такой силой он спружинил обратно. (3) – Ого! - изумился мужик. (4) – Зверь какой! (5) Мы тебе, зверю… (6) У нас дважды два – четыре. (7) Не таких видывали (В. Распутин)
Упражнение 6.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Подходя к домику в три окна (1) красиво спрятавшемуся за палисадником (2) почтальон замедлил шаги и (3) поправив сумку (4) переложил письма из руки в руку.
Упражнение 7.
В каком предложении есть обособленные члены? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Сквозь редкие ветви деревьев виден был залитый лунным светом двор.2) Облака оседая снежными холмами на рёбрах гор летят к западу.3) Наконец он увидел сворачивающую влево дорогу и на ней ехавшую к развилке машину. 4) Она стояла подбоченясь.
Старые вётлы (1) бросая (2) через медленно текущую (3) реку на луг длинные густые тени (4) постепенно зарумяниваются (5) покрываясь багрянцем заката.
Пояснение: Запятые ставятся для обозначения перечислений, пояснений и прерываний в предложении. В данном предложении мы можем запятые после следующих цифр:
Цифра 1: Старые вётлы,
Цифра 2: бросая,
Цифра 3: через медленно текущую,
Цифра 4: на луг длинные густые тени,
Цифра 5: постепенно зарумяниваются, покрываясь багрянцем заката.
Таким образом, в предложении должны стоять запятые после цифр 1, 2, 3, 4 и 5.
Упражнение 2. В каком предложении нет обособленных членов? (Знаки препинания не расставлены.)
1) На этих горах покрытых теперь морем могли сохраниться остатки древней жизни
2) Солнце ещё не вошедшее в силу греет бережно и ласково.
3) Люди же изумлённые стали как камни.
4) Он работал не покладая рук.
Пояснение: Обособленные члены предложения - это словосочетания, выражающие дополнительную информацию, выделенные запятыми в предложении. В данном случае, предложение 1 не имеет обособленных членов, так как в нем нет запятых, обозначающих такие члены.
Упражнение 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мальчики схватились за руки и (1) поминутно спотыкаясь (2) и (3) набивая себе синяки (4) бросились бежать под защиту дуба (5) стоявшего на берегу.
1) 1,3,5 2) 1,2,4 3) 1,2,3,4 4) 1,4,5
Пояснение: В данном предложении запятые должны стоять после следующих цифр:
Цифра 1: Мальчики схватились за руки и,
Цифра 2: поминутно спотыкаясь,
Цифра 3: и,
Цифра 4: набивая себе синяки,
Цифра 5: бросились бежать под защиту дуба, стоявшего на берегу.
Таким образом, вариант ответа 1) 1,3,5 содержит правильно указанные все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Упражнение 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Между деревьями вились (1) сплетаясь (2) и (3) расплетаясь (4) узкие тропинки (5) протоптанные местными ребятишками.
Пояснение: В данном предложении запятые должны стоять после следующих цифр:
Цифра 1: Между деревьями вились,
Цифра 2: сплетаясь,
Цифра 3: и,
Цифра 4: расплетаясь,
Цифра 5: узкие тропинки, протоптанные местными ребятишками.
Таким образом, в предложении должны стоять запятые после цифр 1, 2, 3, 4 и 5.
Упражнение 5. Найдите предложение(-я) с обособленным распространённым приложением и напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий).
И вот настал день, когда к нему, к «царскому лиственю», подступили чужие люди. (2) Тот, кто шёл первым, с маху, пробуя листвень, стукнул обухом топора о ствол и едва удержал топор, с испугом отдёрнул голову, -с такой силой он спружинил обратно. (3) – Ого! - изумился мужик. (4) – Зверь какой! (5) Мы тебе, зверю… (6) У нас дважды два – четыре. (7) Не таких видывали (В. Распутин)
Пояснение: Распространенное приложение - это член предложения, выражающий качества, свойства или другую характеристику предмета или явления, на которое указывает сказуемое. В данном случае, предложения с обособленным распространенным приложением - это предложения 2 и 3:
2) Тот, кто шёл первым, с маху, пробуя листвень, стукнул обухом топора о ствол и едва удержал топор, с испугом отдёрнул голову, - с такой силой он спружинил обратно.
3) – Ого! - изумился мужик.
Упражнение 6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Подходя к домику в три окна (1) красиво спрятавшемуся за палисадником (2) почтальон замедлил шаги и (3) поправив сумку (4) переложил письма из руки в руку.
Пояснение: В данном предложении запятые должны стоять после следующих цифр:
Цифра 1: Подходя к домику в три окна,
Цифра 2: красиво спрятавшемуся за палисадником,
Цифра 3: и,
Цифра 4: поправив сумку,
Цифра 5: переложил письма из руки в руку.
Таким образом, в предложении должны стоять запятые после цифр 1, 2, 3 и 4.
Упражнение 7. В каком предложении есть обособленные члены? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Сквозь редкие ветви деревьев виден был залитый лунным светом двор.
2) Облака оседая снежными холмами на рёбрах гор летят к западу.
3) Наконец он увидел сворачивающую влево дорогу и на ней ехавшую к развилке машину.
4) Она стояла подбоченясь.
Пояснение: Обособленные члены предложения - это словосочетания, выражающие дополнительную информацию, выделенные запятыми в предложении. В данном случае, предложение 3 содержит обособленные члены:
3) Наконец он увидел сворачивающую влево дорогу и, на ней, ехавшую к развилке машину.