Упражнение 1
Расставьте знаки препинания, опираясь на правила обособления приложений, подчеркните приложения и грамматические основы в каждом предложении.
1. Иногда вместо Наташи являлся из города Николай Иванович человек в очках с маленькой светлой бородкой уроженец какой-то дальней губернии.
2. В углу комнаты стоял книжный шкаф подарок отца.
3. Владимир Маяковский талантливый поэт-футурист известен и за рубежом.
4. Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его.
5. Мы ребята не можем часами сидеть без движения.
6. Наш преподаватель истории уроженец города Киева работает сейчас в сельской школе.
7. Окулист то есть глазной врач принимает больных по утрам.
8. Беседа шла с журналистом корреспондентом столичной газеты.
Упражнение 2.
Выпишите сначала предложения с обособленными нерас приложениями, а затем предложения с обособленными рас приложениями. Объясните условия обособления.
1) Один из ямщиков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отвязал свою тройку. (Л.Н. Толстой) 3) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых тростников, спит витязь, добыча ревнивой волны. (М. Лер¬монтов) 3) Могучий лев, гроза лесов, лишился силы. (И. Крылов) 4) Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек. (Ю. Казаков) 5) Хорошо, что он попал, Теркин, в нашу роту. (А. Твардовский)
Упражнение 3
Преобразуйте предложения так, чтобы сказуемые стали рас приложениями. Обозначьте грамматическую основу предложений и. укажите приложения.
Образец. Москва — столица России. Москва, столица России, празднует День города.
1) Обстоятельство — второстепенный член предложения. 2) Лес — наше богатство. 3) Жадность — один из человеческих пороков. 4) Лицо — зеркало души. 5) Река — источник энергии. 6) Чтение — лучшее учение. 7) Моя сестра — юрист. 8) Русский язык — один из богатейших языков мира. 9) Художественная литература — искусство слова. 10) Дети — будущее страны.
Упражнение 4
Составьте предложения с данными словами, используя их как:
а) обособленное приложение;
б) необособленное приложение;
в) именную часть сказуемого;
г) подлежащее;
д) обращение.
Запишите предложения, объясните их смысловые, интонационные и пунктуационные различия.
1) Замечательный русский художник. 2) Любимый детский писатель. 3) Надежный друг. Упражнение 5.
Прочитайте, укажите обособленные приложения. Объясните условия их обособления.
1) А ночью ветры вестники наступающих холодов гуляют по выси вызвездившего неба, воровски шарят по садам (Шолохов). 2) Она готовилась к зачету по общей терапии предмету, наиболее любимому ею (Бондарев). 3) Мы учителя боялись Беликова (Чехов). 4) Остальные братья Мартын и Прохор до мелочей схожи с Алексеем (Шолохов). 5) Разумеется как добрый человек он больше любил, чем не любил людей (Л. Толстой). 6) Хозяин мастерской был немец по фамилии Ферстер (Н. Островский). 7) Ему казалось, что он был влюблен в кузину и гостью Шумихиной Анну Федоровну (Чехов