УПРАЖНЕНИЕ 1. Расставить знаки препинания. Графически объясните их расстановку.
1. На столе лежали книги тетради карандаши ручки.
2. Книги и тетради и ручки разные вещи лежали на столе.
3. Разные вещи например книги тетради и карандаши лежали на столе.
4. Все кругом переменилось и дома и люди.
5. В саду в доме всюду стояла тишина.
6. Розы гладиолусы пионы словом разные цветы росли в саду.
7. За дождем не было видно ни моря ни неба ни дороги.
8. Всюду на улицах во дворах в домах гремела музыка, раздавался смех.
9. Дети родители учителя словом все смешались в зале.
10. Сумерки шепот деревьев шорохи в траве все это настраивало на таинственный лад.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Вставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните вводные конструкции.
1. Вероятно я нахмурился, потому что жена сделала серьезное лицо.
2. В его золотых глазах говорит история рядом с замечательным умом светилась смесь лукавства и ловкости рыси с кровожадностью голодного барса.
3. Казалось бы новые надежды и новые желания должны закопошиться в человеке, когда в природе все обновлено, молодо, свежо.
4. По-видимому он остался очень доволен вознаграждением.
5. Наконец отворилась из гостиной дверь.
6. Если он говорит об умных вещах, то значит считает нас умными.
7. Он сам едва не стал артистом и наверное стал бы им, если бы не помешал ему один смешной пустяк.
8. А главное он позволял себе говорить то, о чем следовало бы молчать...
9. И Маруся ей читатель вспомнила тургеневского Рудина и принялась толковать о нем Егорушке.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Вставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните обращения. Составьте схемы.
1. Я остановился, взявшись за ручку двери, и сказал меня княжна!
2. — Не правда ли мсье Печорин что серая шинель гораздо больше идет к мсье Грушницкому?..
3. — А вы Максим Максимыч разве не едете?
4. — Ты бредишь слепой — сказала она, — я ничего не вижу.
5. — Я не заслужил ваших упреков Максим Максимыч.
6. — Мой друг со мною было то же самое.
1. На столе лежали книги, тетради, карандаши, ручки. (Здесь необходимо поставить запятые между каждым перечислением, так как перечисляются несколько предметов.)
2. Книги, тетради и ручки - разные вещи, лежали на столе. (Тире здесь используется для выделения пояснительной части.)
3. Разные вещи, например, книги, тетради и карандаши, лежали на столе. (Вводное слово "например" выделяется запятыми.)
4. Все кругом переменилось: и дома, и люди. (Двоеточие здесь используется для выделения перечисления идущих параллельно членов предложения.)
5. В саду, в доме всюду стояла тишина. (Здесь необходимо поставить запятую перед вводным словом "всюду".)
6. Розы, гладиолусы, пионы - словом, разные цветы, росли в саду. (Тире здесь используется для выделения пояснительной части.)
7. За дождем не было видно ни моря, ни неба, ни дороги. (Здесь необходимо поставить запятые между каждым перечислением, так как перечисляются несколько предметов.)
8. Всюду, на улицах, во дворах, в домах гремела музыка, раздавался смех. (Здесь необходимо поставить запятую перед вводным словом "всюду".)
9. Дети, родители, учителя - словом, все смешались в зале. (Тире здесь используется для выделения пояснительной части.)
10. Сумерки, шепот деревьев, шорохи в траве - все это настраивало на таинственный лад. (Тире здесь используется для выделения пояснительной части.)
УПРАЖНЕНИЕ 2.
1. Вероятно, я нахмурился, потому что жена сделала серьезное лицо. (Здесь необходимо поставить запятую перед вводным словом "вероятно".)
2. В его золотых глазах говорит история; рядом с замечательным умом светилась смесь лукавства и ловкости рыси с кровожадностью голодного барса. (Точка с запятой здесь используется для разделения частей перечисления, чтобы подчеркнуть их важность.)
3. Казалось бы, новые надежды и новые желания должны закопошиться в человеке, когда в природе все обновлено, молодо, свежо. (Здесь необходимо поставить запятую после вводного слова "казалось бы".)
4. По-видимому, он остался очень доволен вознаграждением. (Здесь необходимо поставить запятую после вводного слова "по-видимому".)
5. Наконец, отворилась из гостиной дверь. (Необходимо поставить запятую перед вводным словом "наконец".)
6. Если он говорит об умных вещах, то значит считает нас умными. (Здесь не требуется использование знаков препинания.)
7. Он сам едва не стал артистом и, наверное, стал бы им, если бы не помешал ему один смешной пустяк. (Здесь необходимо поставить запятые для обозначения пояснительной части и выделения вводного слова "наверное".)
8. А главное, он позволял себе говорить то, о чем следовало бы молчать... (Здесь необходимо поставить запятую после вводного слова "а главное".)
9. И Маруся, ей читатель, вспомнила тургеневского Рудина и принялась толковать о нем Егорушке. (Здесь необходимо поставить запятую перед вводным словом "ей".)
УПРАЖНЕНИЕ 3.
1. Я остановился, взявшись за ручку двери, и сказал: "Меня, княжна!" (Здесь необходимо поставить запятые для выделения пояснительной части и вводных слов.)
2. "Неправда ли, мсье Печорин, что серая шинель гораздо больше идет к мсье Грушницкому?" - спросил он. (Здесь необходимо использовать тире для выделения реплики говорящего.)
3. "А вы, Максим Максимыч, разве не едете?" - спросили они. (Здесь необходимо использовать тире для выделения реплики говорящего.)
4. "Ты бредишь, слепой," - сказала она, - "я ничего не вижу." (Здесь необходимо использовать тире для выделения реплики говорящего и запятые для выделения пояснительной части.)
5. "Я не заслужил ваших упреков, Максим Максимыч." (Здесь не требуется использование знаков препинания.)
6. "Мой друг, со мною было то же самое." (Здесь не требуется использование знаков препинания.)