Упражнение 1.РАСПРЕДЕЛИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДВОЕТОЧИЕМ НА ТРИ ГРУППЫ: ГРУППА 1 – Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.
ГРУППА 2 – Двоеточие при прямой речи после слов автора.
ГРУППА 3 – Двоеточие при обобщающем слове в предложении с однородными
членами. (ПЕРЕПИСЫВАТЬ НЕ НАДО). УКАЗАТЬ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

I.1) Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики,
белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.
2) Княгиня возразила: «Григорий Александрович, не увлекается страстью или страстием, он следует одному холодному рассудку».3)Молчание нарушил этот неизвестный, произнеся низким тяжёлым голосом и с иностранным акцентом следующие слова: «Добрый день, симпатичный Степан Богданович».4)Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия: знание правил, внимание и умение пользоваться справочниками. 5)Каждый, кто хотя бы немного изучал географию, знает: наш земной шар на три четверти покрыт водой. 6) Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях.7) С опытным проводником нам не страшно ничего: ни броды через бурные реки, ни сплошная тайга, ни перевалы.8)Печорин сухо сказал: « Княгиня, я прежде имел глупость думать, что можно понимать женские сердца».9)Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.10)Вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи.

Упражнение2. НАЙДИТЕ ОШИБКУ В ОБЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВКИ ЗНАКА ПРЕПИНАНИЯ.
Двоеточие в сложном бессоюзном предложении: вторая часть имеет значение причины.
2) Вся степь была в движении: мчалась конница, ползли полки, грохотали колёсами батареи.
Двоеточие в сложном бессоюзном предложении: вторая часть имеет значение пояснения.
3) Разве не говорят больше всяких слов все эти вещи: карандаши, в оправе записная книжка, часы, фотографический аппарат.
Двоеточие в сложном бессоюзном предложении: вторая часть имеет значение дополнения (изъяснения).
4) Коновалов спросил меня: «Ты читать умеешь?»
Двоеточие при прямой речи после слов автора.
5)Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворяющихся дверей, ни входивших откуда-нибудь людей.
Двоеточие при обобщающем слове в предложении с однородными членами.

Упражнение 3. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОСТАНОВКИ ЗНАКА ПРЕПИНАНИЯ.

А) Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда.

1) Двоеточие в сложном бессоюзном предложении: вторая часть имеет значение пояснения.
2) Двоеточие при обобщающем слове в предложении с однородными членами.

Б) Снизу было хорошо видно: колонна автомашин уже спускается с перевала.

1) Двоеточие при обобщающем слове в предложении с однородными членами.
2) Двоеточие в сложном бессоюзном предложении: вторая часть имеет значение дополнения (изъяснения).
В) Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?»

1) Двоеточие в сложном бессоюзном предложении: вторая часть имеет значение причины.
2 ) Двоеточие при прямой речи после слов автора.

Г)Музыка может быть разной: тихой и громкой, медленной и быстрой, грустной и весёлой, спокойной и тревожной.
1) Двоеточие при прямой речи после слов автора.
2) Двоеточие при обобщающем слове в предложении с однородными членами.

daniil2003m daniil2003m    2   25.11.2020 17:52    110

Другие вопросы по теме Русский язык