Упражнение 1 Раскрыть скобки,вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, найти главную и придаточную части, обозначить средство связи и определить его вид. Определить и обозначить, к чему относится придаточная часть. Определить вид придаточной части.
Я взбежал по маленькой ле(с,ст)нице которая вела в светлицу и в первый раз (от)роду вошел в комнату Марьи Ивановны. (Пушкин)
Я ост_новился в гости(н,нн)ице где ост_навливались все проезжие. (Лермонтов)
А та что сейчас танцу_тнепреме(н,нн)о будет в аду. (Ахматова)
Кто добр (по)истине... в молчань_ тот д_бротв_рит. (Крылов)
Я не забыл з_метить где п_ставили наших л_ш_дей.
Таежными тропами где много лет уже не ступала нога человеческая вел Левинсон своих партизан. (Фадеев)
Я очень рано понял что человека создает его с_пр_тивление окружающей среде. (Горький)
Там где горы уб_гая / В светлой тяну(т,ть)ся дали / Пр_сл_вутого Дуная / Л_ю(т,ть)ся вечные струи. (Тютчев)
Когда Чичиков взглянул искос_ на Собакевича он ему на этот раз показался весьма похожим насредней величины медведя. (Гоголь)
Упражнение 2
Переделать простое предложение в сложноподчиненное с придаточной времени.
К вечеру мы с_б_рались вокруг большого стола.
Переделать простое предложение в сложноподчиненное с придаточной места.
Мы двигались по направлению стрелки компаса.
Упражнение 3
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, вместо многоточия подобрать подходящий по смыслу союз, найти в получившемся сложноподчиненном предложении придаточную часть, определить ее вид.
... утешить бедного Савельича я дал ему слово впредь без его согласия (н_)распол_гать н_ одной копейкой. (Пушкин)
Я н_как н_ мог скопить денег ... иметь возможность пр_обрести ему какую(нибудь) часть к_стюма. (Горький)
Упражнение 4
Из двух простых предложений составить сложноподчиненное с придаточной следствия.
1. Вешние воды буйно. 2. В начале апреля уже шумели скворцы.
2. 1. Вешние воды буйно.2. В начале апреля уже шумели скворцы.