Укажите собственно лексические особенности научного стиля в следующем тексте.
Современная астрономия располагает большим количеством аргументов в пользу утверждения, что звезды образуются путем конденсации облаков газово-пылевой межзвездной среды. Процесс образования звезд из этой среды продолжается и в настоящее время. Выяснение этого обстоятельства является одним из крупнейших достижений современной астрономии. Еще сравнительно недавно считали, что все звезды образовались почти одновременно много миллиардов лет назад. Крушению этих метафизических представлений способствовал, прежде всего, прогресс наблюдательной астрономии и развитие теории строения и эволюции звезд. В результате стало ясно, что многие наблюдаемые звезды являются сравнительно молодыми объектами, а некоторые из них возникли тогда, когда на Земле уже был человек.
1) Современная астрономия обладает большим количеством аргументов в пользу утверждения, что звезды образуются путем конденсации облаков газово-пылевой межзвездной среды. Процесс образования звезд из этой среды продолжается и в настоящее время. Выяснение этого обстоятельства является одним из крупнейших достижений современной астрономии. Еще сравнительно недавно считали, что звезды образовались почти одновременно много миллиардов лет назад. Крушению этих метафизических представлений способствовал, прежде всего, прогресс наблюдательной астрономии и развитие теории строения и эволюции звезд. В результате стало ясно, что многие наблюдаемые звезды являются сравнительно молодыми объектами, а некоторые их них возникли тогда, когда на Земле уже был человек (Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум).
2) При исследовании звуков языка современными акустическими или физиологическими методами с применением всякого рода аппаратуры, позволяющей чрезвычайно точно и тонко анализировать эти звуки, не следует тем не менее забывать, что это звуки, которые тем самым принимают непосредственное участие в его социальной роли, что в фонетике и является главным. Выражается же эта роль в том, что язык, как известно, средство общения, а звуки и есть та форма, при помощи которой это общение осуществляется. Поэтому звуки языка надо рассматривать не только как некое акустическое и физиологическое явление, но вместе с тем и как факт лингвистический (иначе социальный) (Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика).
2. Укажите грамматические (морфологические и синтаксические) особенности научного стиля в следующем отрывке:
В науке всегда на протяжении всей ее истории существовали две противоположные тенденции. Стремление к детальному и глубокому изучению феномена, конкретного факта всегда соседствовало с попытками построения обобщающих синтетических конструкций. Накопление конкретных фактов необходимо требует однажды их систематизации и приводит не только к появлению широких обобщений, но и новой парадигмы, то есть нового представления о содержании проблемы, и новой шкалы ценностей добываемых знаний. Поэтому каждая крупная синтетическая конструкция, возникающая в науке, представляет собой своеобразную научную революцию. (Моисеев Н. Н. Динамика биосферы и глобальные модели (концепции и проблемы)).
3. Докажите, что предложенный отрывок из статьи Аннушкина В. И. «Зачем нужна риторика?» написан в научно-популярном стиле. Для этого определите функцию текста; установите, кому предназначен текст (специалистам или широкому кругу читателей); имеются ли в тексте языковые средства, оживляющие изложение.
«Едва ли найдется человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. В сущности, умение говорить убедительно, ярко, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. В фольклоре, как и во многих суждениях древних, встречается мысль о том, что речью связываются все человеческие дела: язык – стяг, а «стяг дружины водит», язык – рычаг («языком – что рычагом»). И если речь построена неверно, то разлаживается и само дело; напротив, владение речью приводит человека к успеху: ведь «хорошее слово – половина счастья». Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Демократизация общества и гласность предполагают умение каждого изложить свою точку зрения, а для этого необходима, прежде всего, способность выражать свои мысли так, чтобы вас поняли и поддержали».
4. Напишите рецензию на книгу, которую вы недавно прочитали. Воспользуйтесь следующей моделью:
Книгу…(название) написал ….(автор)
В книге рассказывается о событиях, которые происходят…(где, когда). Главными героями книги являются… С героями книги происходит много интересных событий: они…(перечисление наиболее интересных и важных событий).
Читать эту книгу …(очень интересно, увлекательно и т.п.).
5. Напишите аннотацию понравившегося вам фильма/спектакля по предложенной модели:
Фильм…(название) посвящен…(проблеме, событиям…). Действие фильма происходит в …(место, время).
Главными героями фильма являются…, которых играют известные/малоизвестные актеры… . Герои фильма…(участвуют в событиях…, переживают множество приключений… и т. п.). Фильм смотрится… (с большим интересом, с напряженным вниманием и т.п.).
Фильм снят на киностудии… режиссером… .
6. Законспектируйте научную статью из журнала по вашей специальности. При этом обязательно:
1) библиографическое описание первоисточника;
2) план статьи;
3) список незнакомых слов (терминов) с их толкованием;
4) фрагмент статьи в виде таблицы (схемы);
5) использование общепринятых и индивидуальных сокращений и символов с последующей их расшифровкой.
7. Познакомьтесь со стандартными оборотами (речевыми клише), которые используются при реферировании (см. приложение). Напишите реферат по статье из журнала по вашей специальности, используя стандартные обороты речи.
3. Орфо-пунктуационный практикум
1. Повторите тему «Буквы Ы-И после приставок».
2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы:
Под…скать, супер…гра, без…дейный, спорт…нвентарь, пред…стория, вз…мать, пост…нфарктный, пед…нститут, с…знова, роз…грыш, по…скать, из…мать, пред…юльский, фин…нспектор, про…грывать, без…мянный, меж…здательский, сверх…зысканный, меж…нститутский, с…змала, трех…мпульсный, за…ндеветь, от…скать.