У многих людей само понятие «реактивного движения» крепко ассоциируется с современными достижениями науки и техники, в особенности физики, а в голове появляются образы реактивных самолетов или даже космических кораблей, летающих на сверхзвуковых скоростях с пресловутых реактивных двигателей. С древних времен различные ученые наблюдали явления реактивного движения в природе. Так, раньше всех о нем писал древнегреческий математик и механик Герон, правда, дальше теории он так и не зашел лавры первооткрывателя реактивного движения в «новом времени» можно присудить Николаю Кибальчичу, не только талантливому российскому изобретателю, но и по совместительству революционеру-народовольцу. Свой проект реактивного двигателя и летательного аппарата для людей он создал, сидя в царской тюрьме. Позднее Кибальчич был казнен за свою революционную деятельность, а его проект так и остался пылиться на полках в архивах царской охранки.
Позднее работы Кибальчича в этом направлении были открыты и дополнены трудами еще одного талантливого ученого К. Э. Циолковского. С 1903 по 1914 год им было опубликован ряд работ, в которых убедительно доказывалась возможность использования реактивного движения при создании космических кораблей для исследования космического пространства. Им же был сформирован принцип использования многоступенчатых ракет. И по сей день многие идеи Циолковского применяются в ракетостроении.
Возможно купаясь в море, вы видели медуз, но вряд ли задумывались, что передвигаются эти удивительные (и к тому же медлительные) существа как раз таки благодаря реактивному движению. А именно с сокращения своего прозрачного купола они выдавливают воду, которая служит своего рода «реактивным двигателем» медуз.
Похожий механизм движения имеет и каракатица – через особую воронку впереди тела и через боковую щель она набирает воду в свою жаберную полость, а затем энергично выбрасывает ее через воронку, направленную взад либо в бок (в зависимости от направления движения нужного каракатице).
Медузы и прочие каракатицы издревле пользуются реактивным движением, не задумываясь о его физической сути, мы же стараемся разобраться, в чем суть реактивного движения, какое движение называют реактивным, дать ему определение.
Для начала можно прибегнуть к простому опыту – если обычный воздушный шарик надуть воздухом и, не завязывая, отпустить в полет, он будет стремительно лететь, пока у него не израсходуется запас воздуха. Такое явление поясняет третий закон Ньютона, говорящий, что два тела взаимодействуют с силами равными по величине и противоположными по направлению.
То есть сила воздействия шарика на вырывающиеся из него потоки воздуха равна силе, которой воздух отталкивает от себя шарик. По схожему с шариком принципу работает и ракета, которая на огромной скорости выбрасывает часть своей массы, при этом получая сильное ускорение в противоположном направлении.
Физика поясняет процесс реактивного движения законом сохранения импульса. Импульс - это произведение массы тела на его скорость (mv). Когда ракета находится в состоянии покоя, ее импульс и скорость равны нулю. Когда же из нее начинает выбрасываться реактивная струя, то остальная часть согласно закону сохранения импульса должна приобрести такую скорость, при которой суммарный импульс будет по прежнему равен нулю.
В современной технике реактивное движение играет очень важную роль, так как реактивные двигатели приводят в движение самолеты, космические корабли.
Прочитайте текст. Выполните следующие задания, заполнив рабочий лист.
1. Выпишите из текста слова и выражения специальной лексики. Объясните их значения и роль в тексте.
2. Выпишите из текста изобразительно - выразительные средства. Объясните их роль.
3. Найдите и выпишите вводные слова и словосочетания в тексте, определяя их значение и роль.
4. Определите тип, стиль, подстиль, жанр текста. Обоснуйте ваше мнение, опираясь на структуру, языковые особенности и другие вам известные признаки.
5. Найдите в тексте предложения с вводными словами и производными предлогами, в которых пропущены соответствующие знаки препинания. Выпишите их, расставьте знаки препинания и объясните их.