У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова. Лес был глухой и дикий. Слон протаптывал хозяину дорогу и валить деревья, а хозяин грузил их на слона.
Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел.
Хозяин тоже оглянулся, но ничего не заметил.
Он стал сердиться на слона и бить его по ушам веткой.
А слон загнул хобот крючком, чтоб поднять хозяина на спину. Хозяин подумал: «Сяду ему на шею — так мне ещё удобней будет им править».
Он уселся на слоне и стал веткой хлестать слона по ушам. А слон пятился, топтался и вертел хоботом. Потом замер и насторожился.
Хозяин поднял ветку, чтоб со всей силы ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.
Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперёк живота, сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами.
А слон уж поднял его вверх, потом шмякнул оземь и стал топтать ногами.
А ноги у слона — как столбы. И слон растоптал тигра в лепёшку. Когда хозяин опомнился от страха, он сказал:
— Какой я дурак, что бил слона! А он мне жизнь .
Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону.
1) Какова тема данного текста?
2) Сформулируйте основную мысль текста.
3) Определите тип текста. Приведите аргументы
4) Выделите жанровые и языковые особенности текста
5) Составьте три предложения по тексту, используя перифраз
,
2) Основная мысль текста - людям следует уважать и ценить животных, иначе они могут принести как вред, так и помощь.
3) Тип текста - рассказ с элементами сказки. Аргументы: наличие сказочных событий (появление ручного слона, встреча с огромным тигром); использование описания и подробностей для создания образов и событий; наличие морального урока.
4) Жанровые особенности текста: сказочность элементов (наличие ручного слона, появление огромного тигра); наличие морального урока, который автор хочет донести до читателя; использование описания и подробностей для создания образов и событий. Языковые особенности текста: использование разнообразных глаголов для передачи действий и эмоций (протаптывал, валить, оглядываться, трясти, загнул, повернулся, схватил, сдавил, мотал, растоптал); использование выразительных прилагательных и наречий для описания событий и персонажей (глухой, дикий, огромный, толстым), использование описательных оборотов речи (слон растоптал тигра в лепёшку).
5) "Индус стал бить слона, а в итоге слон спас ему жизнь и защитил от тигра."
"После всех происшедших событий индус понял, что был груб со своим слоном и стал уважать его."
"Индус понял, что слон - его друг и помощник, и с радостью отдал ему свой хлеб."