Тургенев в школе / авт.-сост. Л.А.Капитонова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007 –
Серия «Писатель в школе».
«Отставные люди» и «наследники»
В романе оказались лицом к лицу люди 40-х и 60-х годов. Именно принадлежность к разным временным эпохам стала источником конфликта между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым. В их противостоянии, по сути, обозначилось противостояние двух исторических эпох.
40-е годы были временем дворян-либералов. Тогда «слово «либерал», - отмечает Тургенев, - означало протест всего темного и притеснительного. Оно означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству и, наконец, пуще всего любовь к народу, который, находясь ещё под гнётом крепостного бесправия, нуждался в деятельной своих счастливых сынов. Либерально настроенных людей, исполненных веры в науку, прогресс, гуманность, цивилизацию, нередко называли «идеалистами», «романтиками». 40-е годы – это время Т.Н.Грановского, Н.В.Станкевича, А.И.Герцена, И.С.Тургенева, братьев Кирсановых…
В русской общественной жизни 60-х годов появилась новая социальная группа – разночинская интеллигенция, состоявшая из образованных молодых людей разного социального происхождения (большей частью выходцев из церковной и мелко буржуазной среды), отказавшихся от своих социальных корней и исповедовавших идею борьбы с существующим порядком вещей и теми, кто его олицетворяет.
В этом смысле главной «мишенью» для молодого, напористого поколения разночинцев стало аристократическое дворянство. Они отказались видеть в аристократизме высшую форму тогдашней культуры. Ассоциируя дворянский аристократизм с социальными последствиями крепостнической системы: нищетой и бесправием народа, отсутствием общественных прав человека… разночинцы категорически не принимали всего того, что с ним был связано, вплоть до аристократической манеры одеваться. Вот почему так претят тургеневскому Базарову ухоженные ногти, аккуратно выбритый подбородок и «каменные» воротнички Павла Петровича.
В качестве идейного противостояния аристократизму разночинная молодость культивировала в себе отсутствие благовоспитанности, неотесанность, грубость и даже неопрятность в одежде, неухоженные руки, обкусанные ногти. Отсюда длинный балахон с кистями, красные руки, дешёвый табак, развязность поведения Базарова – это все идеологические знаки в портрете шестидесятника.
Тургенев уже с первых страниц романа стремиться показать взаимное неприятие сторон, старого и нового поколения.
1. Опираясь на текст, приведите аргументы в подтверждение позиции автора (смотрите главу IV).
2. На чьей стороне автор романа?
3. Какой общественно-политический конфликт изображен в романе?
Приложение № 1
Твои дети не принадлежат тебе. Они сыновья и дочери самой жизни.
Она их породила через тебя. И хотя они с тобой, они не твои. Ты можешь дать им любовь, но не мысли. Потому что они мыслят самостоятельно.
Под крышей твоего дома только их тела, но не души, потому что их души в доме будущего, куда путь для тебя закрыт.
Можешь пытаться стать таким, как они, но не старайся сделать их похожими на себя.
Ведь их жизнь не идет вспять и не остается прежней.
Твои дети - живые стрелы, срывающиеся вперед с тетивы лука.
Стрелок выбирает цель на бесконечном пути, и он сгибает тебя, чтобы стрелы неслись легко и быстро, Будь счастлив тем, как мощно стрелок сгибает тебя - лук для твоих детей. Он любит летящие стрелы, но ему нужен и ты - лук, посылающий их вдаль.
Джебран Халиль Джебран (1883 — 1931) — ливанский и американский философ, художник, поэт и писатель. Выдающийся арабский писатель и философ XX века. Прославившая Джебрана Халиля Джебрана книга — «Пророк» (1923), вершина философии поэта, переведена более чем на 100 языков. Книга состоит из 26 стихотворений в прозе философского характера. На «Избранном» — одно из них, посвященное детям.
И женщина с ребенком на груди сказала: Скажи нам о Детях.
И он ответил так:
Ваши дети — это не ваши дети.
Они сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе.
Они появляются через вас, но не из вас,
И, хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им.
Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы,
Потому что у них есть собственные думы.
Вы можете дать дом их телам, но не их душам,
Ведь их души живут в доме Завтра, который вам не посетить, даже в ваших мечтах.
Вы можете стараться быть похожими на них, но не стремитесь сделать их похожими на себя.
Потому что жизнь идет не назад и не дожидается Вчера.
Вы только луки, из которых посланы вперед живые стрелы, которые вы зовете своими детьми.
Лучник видит свою цель на пути в бесконечное, и это Он сгибает вас своей силой, чтобы Его стрелы могли лететь быстро и далеко.
Пусть ваше сгибание в руках этого Лучника будет вам в радость,
Ведь он любит не только свою стрелу, что летит, но и свой лук, хотя он и не подвижен.