Третье марта Суммативное оценивание № 3 по русскому языку в 6 классе
Прочитайте текст и выполните задания
Как красивы эти нежные цветочки! Они похожи на маленьких желтых цыплят,
радуют глаз и вызывают какую-то особую нежность. Их дарят женщинам на 8
Марта. «Да это же мимоза!» — скажете вы и будете правы. Откуда такое
странное название?
Мимозой называют австралийскую серебристую акацию. Слова «мим», «мимика»
и «мимоза» имеют общий корень. Оказывается, как человек движениями лицевых
мышц выражает свои чувства, так и мимоза стыдливая за несколько
секунд складывать свои перистые листочки при легчайшем прикосновении к ним.
При этом меняется и их цвет. Вместо ярко-зеленой верхней части они показывают
нежную нижнюю сторону.
Задания
1. Подберите заголовок, отражающий тему текста.
2. С какой целью использованы в тексте восклицательное предложение и прямая речь?
3. Выпишите из текста все местоимения (в той форме, в которой они даны в тексте) и
разберите их по плану: 1) начальная форма (И.п., ед.ч.); 2) постоянные признаки:
разряд по значению, лицо (у личных местоимений); 3) непостоянные признаки: падеж,
число (если есть), род (если есть).
4. Выполните морфологический разбор местоимения (их) в предложении: При этом
меняется и их цвет.
5. Выпишите прилагательное в превосходной степени. Как оно образовано?
6. Перепишите первое предложение с использованием вводного слова или вводного
словосочетания. Укажите значение использованного вводного слова/словосочетания.
7. Перестройте два предложения таким образом, чтобы получилось одно с
использованием вставной конструкции: Их дарят женщинам на 8 Марта. «Да
это же мимоза!» — скажете вы и будете правы. Укажите содержание
вставной конструкции: пояснение, уточнение, попутное авторское замечание.
Дескрипторы
- подбирает заголовок, отражающий тему текста;
-определяет целесообразность использования в тексте вопросительного
предложения и прямой речи;
- выписывает из текста все местоимения;
- разбирает выписанные местоимения по указанному плану;
- выполняет морфологический разбор местоимения, соблюдая его порядок;
- выписывает из текста прилагательное в превосходной степени;
- указывает образования прилагательного в превосходной степени;
Объяснение:
1. Стыдливая мимоза.
2. Восклицательное предложение и прямая речь с восклицательным предложением выражают чувства и эмоции автора и усиливают эмоциональное воздействие на читателя.
3.Эти (цветочки) -1) Н. ф. этот, 2) указательное, 3) Им. п., мн. ч.
Они (цветочки) - 1) они 2) личное 3) Им. п., мн.ч.
Какую-то (нежность) - 1) какая-то 2)относительное 3) В. п., ед. ч., ж. р.
Их ( цветочки дарят) - 1) они, 2) личное 3) В. п., мн. ч.
Вы - 1) вы, 2) личное 3) Им. п., мн. ч.
Такое (название) - 1) такое, 2) указательное, 3) Им. п., ед. ч., ср. р.
Несколько (секунд) - 1) несколько, 2) неопределённое, 3) Р. п., мн. ч.
Свои (чувства) - 1) своё, 2) притяжательное, 3) В. п., мн. ч.
Их (цвет) - 1) их, 2) притяжательное, 3) неизменное.
4. Их - местоимение, н.ф. их, притяжательное, не изменяется по числам, родам, падежам, в предложении- несогласованное определение.
5. Легчайшем - простая превосходная степень от прилагательного лёгкий, образована с суффикса -айш-.
6. Согласитесь, как красивы эти нежные цветочки!
Согласитесь - вводное слово, служит для подчёркивания и выделения того, о чем говорится ( в данном случае подчеркивает и выделяет красоту цветов).
7. "Да это же мимоза (её дарят женщинам на 8 Марта)! "- скажете вы и будете правы.
Вставная конструкция поясняет слово мимоза в основном предложении.