Тренировочные упражнения. 1. Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные приложения.
Мы мальчишки собирались иногда отрядами и шли в яр. (К. Паустовский) Страстный болельщик отец разбирался во всех тонкостях футбола. Наташа худенькая и грациозная девочка держалась просто и естественно. К чаю единственному нашему блюду в это утро полагалась горсть сухарей на троих. (Г. Федосеев) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А. Пушкин)
2. Распространите одиночные приложения и запишите предложения, расставив знаки препинания.
Образец: Мальчик-ученик не спеша возвращается из школы. — Мальчик, ученик пятого класса, не спеша возвращался из школы.
Летчик-испытатель пор..жал всех своим (не)пр..взойде..ым иску..твом. Юноша-лыжник шел по еще (не)уката..ой лыжне. Незнакомец пр..близился к дедушке-сторожу. (Не)понятную мной т..орему объяснил друг-отличник.
3. Из предложений с составным именным сказуемым при нулевой связке образуйте предложения с распространенным приложением. Подчеркните грамматические основы, обособленные приложения и определения.
Решетка Летнего сада в Петербурге — одно из лучших украшений набережной Невы, созданных по проекту архитекторов П. Егорова и Ю. Фельтена. Норка — ценный пушной зверек, разводимый в питомниках. Сергей — опытный автомобилист, отлично разбирающийся в марках машин. Семен — лучший ученик класса, охотно ребятам, но не дающий списывать.