Тест по русскому языку для 5 класса по теме: «Лексика» 1 Задание: продолжи предложение.
1) Лексика – это
2) Однозначные слова – это слова, имеющие
3) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются
4) Синонимы – это слова одной и той же части речи с значением. Они отличаются друг от друга
2. В каком ряду приведены синонимы?
а) громадный, огромный, гигантский
б) красота, прекрасный
в) чашка, тарелка, миска
3. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
а) скучно б) уныло в) тоскливо г) бесполезно
4. В каком ряду приведены антонимы?
а) красный – желтый
б) дом – сад
в) избушка – домик
г) красивый – уродливый
5. Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения 6. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?
а) чудесная история, деревянный стол
б) серебряная ложка, ласковый ветерок
в) холодный взгляд, черствое сердце
7. В каком ряду приведены олицетворения?
а) сосулька плачет, ребенок рыдает
б) время бежит, сердце поёт
в) ель машет лапой, звезда зажглась
Задание. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Т…мне…т хмур…т…ся небо. Наб…гают мрачные гр…зовые тучи. З…т…ха…т старый бор, готов…т…ся (к)бою. Сильный п…рыв ветра вырыва…т…ся (из)за в…ршин д…рев…ев, кружит…ся пылью (по)дорог… и мчит…ся (в)перёд.
Удар…ли (по)лист…ям первые крупные капли д…ждя и (в)скоре на землю обрушилась ст…на в…ды. Св…ркнула молния пр…катился (по)небу гром.
Быстро пр…ход…т летняя гроза. Но вот св…тле…т туманная даль. Небо начина…т г…лубеть. (Над)полем (над)лесом (над)водн…й глад…ю плывёт лё…к…й пар. Уже и со…нце г…рячее выгл….нуло а дождь ещё (не л. Это капают с д…ревьев и блестят (на)со…нце д…ждинки
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите основную мысль текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Докажите, что слово ЛЕС является многозначным
7.Произведите синтаксический разбор предложения Быстро пр..ход..т летняя гроза.
8.Сделайте фонетический разбор словаТУМАННАЯ
9.Напишите о своем отношении к дождю.
2) Однозначные слова – это слова, которые имеют только одно значение. Например, слово "стол" означает предмет, на котором можно класть предметы или есть. Это единственное значение этого слова.
3) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Это значит, что одно и то же слово может иметь разные значения в разных контекстах. Например, слово "банк" может означать и место, где хранятся деньги, и предмет, в котором хранятся продукты.
4) Синонимы – это слова, которые имеют одно и то же или похожее значение. Они отличаются друг от друга по звучанию и написанию. Например, слова "большой", "огромный" и "гигантский" имеют похожее значение - "очень большой", но они звучат и пишутся по-разному.
2. В ряду а) приведены синонимы: "громадный", "огромный" и "гигантский". Все эти слова имеют значение "очень большой".
3. Лишнее слово в ряду синонимов - г) бесполезно. Все остальные слова - скучно, уныло и тоскливо имеют схожее значение, они описывают отсутствие интереса, радости или позитивных эмоций.
4. В ряду б) приведены антонимы: "красота" и "прекрасный". Антонимы - это слова, которые имеют противоположное значение. В данном случае, "красота" описывает качество или состояние, а "прекрасный" описывает объект, который обладает этим качеством.
5. Примеры омонимов:
- Берег (предмет) и берег (место);
- Прямо (направление) и прямо (честно);
- Рука (часть тела) и рука (поддержка).
Примеры предложений с омонимами:
- На берегу лежит песок.
- Мама говорит, что надо идти прямо.
- Я разбил чашку и порезал руку.
6. В ряду в) приведены прилагательные, которые имеют переносное значение. Чудесная история - это история, которая вызывает восторг или удивление. Деревянный стол - это стол, сделанный из дерева. Прилагательные имеют образное значение и помогают нам описывать предметы, события или человеческие качества.
7. В ряду б) приведены олицетворения: "время бежит" и "сердце поет". Олицетворения - это особый способ описания, когда человеческие чувства, предметы или животные получают человеческие свойства или действия. Например, время не может физически бегать, но это олицетворение помогает нам представить, что время проходит быстро.
Теперь перейдем к заданию с текстом.
1. Озаглавьте текст: "Летний дождь".
2. Тема текста: погода и природа летнего дня.
3. Основная мысль текста: описывается природа и атмосфера летней грозы.
4. Тип речи в тексте: повествование.
5. Стиль речи в тексте: описательный.
6. Слово "лес" является многозначным, потому что оно может описывать само дерево и обозначать природную местность с большим количеством деревьев.
7. Синтаксический разбор предложения "Быстро пр..ход..т летняя гроза":
- "Быстро" - наречие времени и способа;
- "пр..ход..т" - глагол в третьем лице единственного числа настоящего времени;
- "летняя" - прилагательное, определяет существительное "гроза".
8. Фонетический разбор слова "ТУМАННАЯ":
- [Т] - согласный звук, образуется прикладывая кончик языка к альвеолярным риджам и выпуская поток воздуха;
- [У] - гласный звук, образуется при округлении губ, при этом язык остается нейтральным;
- [М] - согласный звук, образуется с помощью носового потока воздуха;
- [А] - гласный звук, образуется при открытом рту и опущенной нижней челюсти;
- [Н] - согласный звук, образуется с помощью носового потока воздуха;
- [Н] - согласный звук, образуется с помощью носового потока воздуха;
- [А] - гласный звук, образуется при открытом рту и опущенной нижней челюсти;
- [Я] - гласный звук, образуется при округлении губ, при этом язык остается нейтральным.
9. Отношение к дождю будет различно у каждого человека. Кто-то может любить дождь и наслаждаться атмосферой, которую он создает. Дождь может вызывать у кого-то уютное настроение и стимулировать творчество или размышления. Однако, у кого-то дождь может вызывать грусть или неудобства, особенно если нужно находиться на улице или если он длится долго. Каждый человек имеет свое отношение к дождю в зависимости от своего опыта и эмоционально-психологического состояния.