Темными зимними вечерами, сидя у домашнего очага, мы слушали рассказ взрослых о своего аула. По их словам, когда-то семьи наших предков были разобщены, точно зерна рассыпанного проса, каждая семья кочевала сама по себе по ущелью Джунгара, и до других ей не было дела. Но в конце двадцатых годов, вняв совету мудрых людей, наши предки собрались воедино – осели на одном месте и создали колхоз. В рассказах взрослых, правда переплетались с легендой. И нам в свои годы очень трудно было разобраться, где выдумка, а где быль… Места, где мы живем, издавна славились яблоневыми лесами, и потому-то, что тут видимо-невидимо диких яблонь, наш аул так и называют Яблоневым. А до того как здесь осели наши прадеды и деды, в лесах пиршествовали медведи, большие любители дичков». (С. Муратбеков)
Задания к тексту
1. Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Какой тип речи создал автор? Какие средства языка он использовал?
2. Выпишите глаголы из текста. Укажите, в форме какого вида и времени они использованы? При анализе глаголов из текста используйте известные вам сведения по употреблению глагольных форм в повествовании.
3. Подберите отрывок из художественного произведения. Перепишите его и подчеркните в нем слова, которые являются обстоятельствами в предложении. Свяжите анализ обстоятельственных слов с глаголами в тексте. Сделайте вывод, к какому типу речи относится анализируемый текст.
1)Тип речи: повествование
Средства: олицетворение, эпитеты
2)слушали вр),разобщены вр),кочевала вр), не было вр.),собрались вр.), осели вр),создали вр)переплетались вр.),было вр.), разобраться(н.ф.),живем(наст.вр.),славились вр.), называют(наст.вр.), осели вр.), пиршествовал вр.)