ТЕМА: Употребление устаревшей лексики в новом контексте КЛАССНАЯ РАБОТА
45. 1) Прочитайте отрывок из рассказа Ю. С. Павловой «Путешествие в и подумайте, о чём он.
Машина времени опять сработала! Витя огляделся. Он стоял в комнате, очень похожей на бабушкину: старые фотографии на сте¬нах, этажерка с книгами, радиоприемник, стол, накрытый вышитой скатертью, раскрытая газета, на которой он прочёл дату: 20 октября 1970 года.
Открылась дверь, и вошёл мальчик, очень похожий на Витиного друга Дениса, с которым они учились в одном лицее:
- Мне сказали, что здесь нужна Я Андрей. А ты и вправду странно выглядишь.
Он с удивлением оглядел Витины ДЖИНСЫ, кроссовки и рюкзак:
- В школу в этом нельзя. Я принёс тебе пионерскую форму и новый галстук: сегодня на торжественной линейке будем принимать первоклашек в октябрята, а после уроков вместе пойдём на совет пионерской дружины.
Витя почему-то сразу представил древнерусскую дружину и это¬го Андрея в княжеских доспехах, которые он видел в учебнике истории и в фильмах, а себя — в тёмном костюме с синим галстуком, как у папы.
В школу они ехали на автобусе с громоздким кассовым аппара¬том. куда пассажиры бросали пятачки, самостоятельно отрывая би¬летики. Витя НИКАК не мог привыкнуть к тому, что в руке не было мобильника: даже время не посмотришь.
В классе, куда они пришли, стояли деревянные парты, знако¬мые ему по фотографиям из бабушкиного альбома. Ни интерактив¬ной доски, ни компьютера на учительском столе, конечно, не было и в помине. Школьники писали в тонких ученических тетрадках перь¬евыми ручками, которые обмакивали в стоящие на партах стеклян¬ные чернильницы-непроливайки. Витя заметил, что в тетради вло¬жены разноцветные листики рыхлой бумаги, которые школьники время от времени зачем-то прикладывали к написанному. Это были промокашки, пользу от которых Витя оценил после размазанного по листу классного задания, когда он решил вставить пропущенную за¬пятую в начало только что записанного предложения. Витя попро¬сил было замазку, чтобы исправить ошибку в написанном слове, но ребята подняли его на смех, а девочка в очках строго сказала, что они на уроке, а не на стройке. Витя вздохнул: слов фломастер, мар¬кер, стикер, Интернет, гаджет, дисплей, флешка здесь не стоило даже произносить.
Отдашь это машинистке, — Андрей протянул Вите список мероприятий на месяц, кивнув головой в сторону кабинета директо¬ра. Перед кабинетом сидела сухощавая женщина и быстро печатала на большой пишущей машинке в сером металлическом корпусе. Ви¬тя с любопытством наблюдал за тем, как она ловко вставила в ма¬шинку целую пачку листов, переложенных черном копировальной бумагой. «Так вот как, оказывается, МОЖНО делать копии без скане¬ра!* — подумал он. Над машинисткой висел информационный стенд со школьной стенгазетой. В ней Витя с удивлением прочитал замет¬ку о том, что гимназии и лицеи существовали только в дореволюци¬онной России, а в советское время им на смену пришли другие учеб¬ные заведения, в том числе школы-семилетки и десятилетки.
ЗАДАНИЯ К УПРАЖНЕНИЮ (задания и письменные, и устные – ответы давать краткие)
1.Выпишите из текста слова и устойчивые словосочетания, которые были не¬привычными для героя рассказа, и объясните, с чем это связано.
2. Устно объясните значения выписанных слов и их стилистическую окраску. Подумайте, все ли эти слова относятся к разряду устаревших и нет ли среди них таких, кото¬рые следует называть не устаревшими, а малоупотребительными. Выделите такие слова и устно объясните свою точку зрения.
3. Выпишите слова, которые школьники не могли знать в 1970 году. Прокомментируйте значения этих слов и объясните, каким общим термином их можно на¬звать и с чем связано их появление в русском языке. Укажите слова со стилистиче¬ской окраской разговорности.
4.Найдите и выпишите слова, которое Витя и его новые знакомые понимали по-разному. Объясните, с чем это связано.
5. Подумайте, как соотносятся выписанные вами три группы слов с понятия¬ми активный запас и пассивный запас лексики.
- радиоприемник: в современной жизни мы больше не используем радиоприемники в такой форме, как они изображены в тексте. Сегодня мы используем технологии, такие как смартфоны или другие устройства для прослушивания радио.
- пионерская форма: пионеры – это юные члены пионерской организации в Советском Союзе. По сравнению с нашим временем, когда пионерские организации уже не существуют, это понятие стало устаревшим.
- галстук: обычно в современных школах ученики не носят галстук, однако в прошлых временах галстуки были обязательной частью школьной униформы.
- октябрята: октябрята – это дети предшествующего к пионерам возраста, которые также являются членами пионерской организации. В настоящее время пионерские организации уже не существуют, поэтому это понятие также устарело.
2) Значения слов и их стилистическая окраска:
- джинсы: это вид брюк, сделанных из денима, которые были очень популярны в 70-х годах. Они относятся к повседневному стилю и не являются формальной одеждой.
- кроссовки: это современная обувь, которую мы носим в повседневной жизни для занятий спортом или просто для комфорта. Они относятся к неформальному стилю и обычно не носятся в школах в течение учебных занятий.
- рюкзак: это сумка на плечах, которую мы используем для переноски книг и других предметов. Они подходят для повседневного использования и для школьных занятий.
3) Слова, которые школьники не могли знать в 1970 году:
- мобильник: это современное устройство, которое используется для связи между людьми посредством мобильных сетей и имеет функции смартфона.
- интернет: это международная компьютерная сеть, которая предоставляет доступ к различной информации и услугам.
- флешка: это портативное устройство хранения данных, которое используется для сохранения и передачи файлов.
- гаджет: это современное электронное устройство, такое как смартфон, планшет или ноутбук.
4) Слова, которые Витя и его новые знакомые понимали по-разному:
- форма: Витя подразумевал пионерскую форму, когда Андрей ему предложил новую школьную форму.
- дружина: Андрей имел в виду пионерскую дружину, когда он говорил о совете пионерской дружины.
Возможно, Витя и Андрей имели разные представления о форме и дружине из-за различий в их опыте и времени, в котором они жили.
5) Отношение к активному и пассивному запасу лексики:
Активный запас лексики – это слова и выражения, которые мы активно используем в повседневной речи и которые прочно укоренены в нашем понимании мира. В данном случае это в основном слова и выражения, которые знакомы герою из его современного времени: джинсы, кроссовки, рюкзак.
Пассивный запас лексики – это слова и выражения, с которыми мы знакомы, но редко или никогда не используем в речи. В данном случае это устаревшие слова и выражения, которые не принято использовать в современной речи: пионерская форма, радиоприемник, октябрята и некоторые другие.
Таким образом, можно сказать, что слова и выражения, которые мы знаем и редко или никогда не используем, относятся к пассивному запасу лексики. Активный запас лексики включает слова и выражения, которые мы часто используем и которые присутствуют в нашей повседневной речи.