Тема: Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Повторение.
а) Графический диктант.
- Прослушайте предложения, и, не записывая их, составьте схемы. Предложения могут быть любого типа.
Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.
Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий.
Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку - здравствуйте!
Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами – пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я ещё не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик – маленький, сухой, жёлтый.
- Какие типы предложений встретились в этом тексте?
- Какие пунктограммы вы вспомнили?
б) Самостоятельная работа
1) Составьте сложные предложения с разделительными союзами по данному началу: То завыл ветер,…………
Или надо было ехать на юг,………
2) Придумайте три предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами;
3) Сделайте синтаксический разбор этих предложений
1) Предложение: Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.
- Схема: (субъект) Вспомнилась (определение) мне одна сыроежка в лесу, (обстоятельство места) где я постоянно грибы собираю.
- Тип предложения: сложносочиненное предложение, так как содержит две или более самостоятельных простых предложения, соединенных союзом "где".
2) Предложение: Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий.
- Схема: (субъект) Была осень. (подлежащее) Берёзки и осинки (сказуемое) начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. (обстоятельство) День был тёплый и даже паркий.
- Тип предложения: сложносочиненное предложение, так как содержит две или более самостоятельных простых предложения, соединенных союзом "и".
3) Предложение: Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку - здравствуйте!
- Схема: (субъект) Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. (подлежащее) Приподнял одну веточку - здравствуйте!
- Тип предложения: сложносочиненное предложение, так как содержит две самостоятельных простых предложения, соединенных союзом "и".
4) Предложение: Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами – пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я ещё не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик – маленький, сухой, жёлтый.
- Схема: (субъект) Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. (когда?) В тарелке листик – маленький, сухой, жёлтый.
- Тип предложения: сложносочиненное предложение, так как содержит две самостоятельных простых предложения, соединенных союзом "и".
- Какие типы предложений встретились в этом тексте?
Текст содержит сложносочиненные предложения.
- Какие пунктограммы вы вспомнили?
В тексте встречаются пунктограммы, такие как точка, запятая, тире и восклицательный знак.
б) Самостоятельная работа:
1) Составьте сложные предложения с разделительными союзами по данному началу:
- Пример: То завыл ветер, то стали падать первые снежинки.
2) Придумайте три предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами:
- Пример соединительного союза: Я люблю спорт, и я занимаюсь футболом.
- Пример противительного союза: Она была грустной, но улыбка не сходила с ее лица.
- Пример разделительного союза: Он не хотел идти на прогулку, а предпочел остаться дома.
3) Сделайте синтаксический разбор этих предложений:
- В синтаксическом разборе предложения нужно указать части речи, их грамматическую функцию и синтаксическую связь между ними. Это поможет понять структуру предложения и правильное использование знаков препинания.
Надеюсь, это подробное объяснение поможет понять тему сложносочиненных предложений и знаков препинания. Если остались какие-либо вопросы, пожалуйста, задайте их.