Тема: «Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение».

1. Чтобы ответить на во изучите самостоятельно § 55, 56, 57 учебника, и заполните пустые места в тезисах.
Обращение
Обращение Назначение обращений .
В древнерусском языке обращения выражались с падежа.
В современном русском языке для обращения используют падеж.
В роли обращения обычно выступает .
Графически обращение обозначается .
Обращения бывают и .
Обращение может находиться в предложения.
Обращение пунктуационно выделяется .
Междометие О от обращения .
В предложении обращение является .

2. Практическая работа

Поэтическая страничка.
Найдите и выпишите в прочитанных предложениях обращения.
1. Синие горы Кавказа, приветствую вас!
2. В разведку меня, дяденька, будут брать?
3. Звезда печальная, вечерняя звезда! твой луч осеребрит увядшие равнины, и дремлющий залив, и черных скал вершины.
4. Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть.
5. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти Стой, ямщик!
7. Всю от моря и до моря вижу я, узнаю тебя, Русь!
8. Спой, сестра, утешь меня песней старой, позабытой.
9. Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия!
10. Прекрасны вы, поля земли родной.
11. Нивы, родимые нивы, с детства вы в сердце моём.
12. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далёких я принес тебе поклон.
13. Дробись, дробись, волна ночная, и песней орошай брега в туманной мгле.
14. Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я.
15. Повидайся со мной, родимая, появись легкой тенью на миг.
16. Милая, добрая, старая, нежная, с думами грустными ты не дружись.
17. Чего же, сероглазая, ты смеешься?
18. Отпусти меня, родная, на широкий!

Пунктуационный практикум
Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте графически обращение.
1. А ты что ж кумушка в дорогу?
2. Привет тебе мой край родной с твоими тёмными лесами.
3. Рисуй художник вдохновенный картины родины моей.
4. Ты не пой соловей под моим окном.
5. А я остаюся с тобою родная моя сторона.
6. Приди ко мне любезный друг.
7. Здравствуй красавица Волга! С детства тебя я любил.
8. Опять я ваш о юные друзья.
9. Друзья мои прекрасен наш союз.
10. Друг мой друг далёкий вспомни обо мне.

Готовимся к экзаменам
Среди данных предложений найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения. (по очерку В.Г. Короленко «Парадокс»)
1) (1) Однажды, когда мы сидели таким образом, погруженные в созерцание неподвижных поплавков, с глазами, прикованными к зеленой глубине бадьи, - из действительного мира, то есть со стороны нашего дома, проник в наш фантастический уголок неприятный и резкий голос лакея Павла. (2) Он, очевидно, приближался к нам и кричал:
(3) – Панычи, панычи, э-эй! (4) Идить бо до покою!

2) (1) – Идите, идите, молодые люди, скорее… (2) Вы имеете случай увидеть интересную игру природы, - фальшиво-ласкающим голосом сказал нам пан Уляницкий, проталкиваясь за нами через толпу.
(3) Пан Уляницкий был старый холостяк, появившийся на нашем дворе Бог весть откуда.
3) (1) – Я вожу моего бедного родственника в тележке потому, что ходить ему очень трудно. (2) Бедный Ян, дай я тебя подыму…
(3) Он феномену подняться.
4)(1) - Дьявол вас тут носит, дармоеды, - пробормотал он, принимаясь за дышло. (2) Нищий кланялся, держа шляпу в обеих руках. (3) Феномен захохотал, откинув голову назад… (4) Тележка двинулась по переулку, приближаясь к нам.
5) (1) А! Лоботрясы! (2) Пришли взглянуть еще раз на феномена бесплатно? (3) Вот я вас тут! (4) У меня есть такие же племянники, я кормлю и секу их ногами… (5) Не хотите ли попробовать?..

banana92 banana92    3   06.04.2020 08:26    8

Другие вопросы по теме Русский язык