Тема: Проверочная работа по теме: « Публицистический стиль речи». Цель: Контроль за орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся.

Проверка умения выявлять лексические, морфологические и синтаксические

особенности публицистического стиля речи.

Ход урока.

1. Контрольный диктант.

Честь истинная и ложная

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком

преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, эти ложные представления наносят колоссальный ущерб государству. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему

обществу явление, как понятие дворянской чести, «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри его уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее»). Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью.

Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном

Образец выполнения творческого задания:

Текст Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном» относится к публицистическому стилю речи, так как, во- первых, в нем раскрываются такие важные нравственные понятия, как честь и совесть; во- вторых, цель текста – раскрыть отношение автора к проблеме истинной и ложной чести; в – третьих, в данном тексте используются свойственные этому стилю языковые особенности.

Лексические особенности: в тексте преобладает общественная и нравственно – этическая лексика (честь, совесть, ущерб государству, «честь мундира», дворянская честь). Лексические повторы слов ( честь, совесть) являются средством связи

предложений. А антонимы (честь истинная и ложная) подчеркивают

остроту поднятой в тексте проблемы.

Морфологические средства, подтверждающие принадлежность текста к публицистическому стилю, заключаются в использовании отвлеченных имен существительных ( различие, стремление, явление), наречий со значением меры и степени ( совершенно ложными, явно неудачных строек), указательных местоимений

(такое явление, как).

Синтаксические особенности текста: используются однотипные (параллельные) конструкции (Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной…). Неполные предложения почувствовать уверенность автора в точности высказываемых им предположений. В тексте часто используются вводные конструкции, оформленные с скобок. Они используются с целью уточнения мысли автора.

План словообразовательного разбора.

Установить значение слова и определить, от какого слова ( слов) оно образовано.

Определить, ( если необходимо), с каких морфем образовано данное слово.

Указать образования слова. Привести примеры слов, образованных тем же с тех же морфем.

Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным

(17) Ибо действительно фундаментально, по-научному подходит к этой тайне человечества, а потому подтверждает, сколь сложен человек, а также его внутренний мир…

Укажите образования слова БЛИЗОРУКОСТИ ( в предложении8)

(8) Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения.

ПОМГИТЕ

olena4519 olena4519    3   12.02.2021 17:39    1

Ответы
UILA336 UILA336  14.03.2021 18:41

на фото

Объяснение:

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык