Тема: Профессиональная терминология на русском языке. Термины, составляющие одну из частей книжной лексики, характерны преимущественно для научной речи. Такое свойство научного стиля как точность предопределяет использование в нем специальной научной и терминологической лексики.
Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. В научной литературе употребляются термины трех видов: общенаучные, межнаучные и узкоспециальные.
Общенаучные термины предназначены для того, чтобы выражать понятия, применимые ко всем областям научного знания. Это такие слова, как система, программа, категория, функция. Межнаучные термины – это наименования базовых понятий, общих для определенного комплекса наук. Например, общетехнические, общебиологические, общефилологические и т.д. Например, термин «адаптация» используется как в биологии, так в педагогике и психологии. Узкоспециальные термины используются для каждой отрасли знания. Например, слово «микропроцессор» связано с науками, занимающимися вычислительной техникой.
Чтение текста
В условиях информационной цивилизации качество управления телекоммуникационными системами и комплексами в первую очередь определяется качеством программного обеспечения систем управления. Без широкого применения вычислительной техники, автоматизированных систем невозможно добиться повышения эффективности и качества функционирования этих систем. Современные телекоммуникационные системы немыслимы без высокопроизводительной вычислительной техники. Однако любая вычислительная техника мертва, если она поставляется без программного обеспечения. Стоимость сложных прикладных программ сопоставима, а часто многократно превышает стоимость «железа».
В производстве и в быту нас окружают самые разнообразные машины-автоматы нам познавать мир, преодолевать гигантские расстояния, создавать сложные вычислительные машины, телекоммуникационные системы, кормить и лечить людей, делать жизнь человека более комфортной.
Сложность программного обеспечения имеет тенденцию увеличения по экспоненте с размером системы. Знание одного или нескольких языков высокого уровня не ситуацию. Учитывая сложившуюся тенденцию, в рамках реализации программы повышенного уровня, с 2005 учебного года большое внимание уделяется изучению пакетов прикладных программ – MATLAB, LabVIEW, GPSS World, SPSS и некоторых других.
Задание1: Найдите в тексте общенаучные термины.
Задание 2: Установите, есть ли в тексте узкоспециальные термины.
Задание 3: Определите, в каком значении - прямом или переносном- преобладают слова в тексте и почему.
Задание 4: Проанализируйте лексику текста и установите, какие части речи в ней преобладают и почему.
Задание 5: Найдите предложения с различными видами сказуемых. Определите, какие виды односоставных предложений преобладают в тексте.
Задание 6 (работа по группам со словарями и энциклопедиями). (Посмотрите список терминов (раздаточный материал).:
антоним, гипербола, дактиль, композиция, лексическое значение, метафора, синтаксис, множество, термин, префикс, функция, натуральное число.
В тексте, который вы прочитали, мы можем выделить несколько типов терминов. Так, общенаучные термины предназначены для использования во всех областях научного знания. Это такие слова, как система, программа, категория, функция. Они являются общепринятыми в научной литературе и используются для выражения понятий, применимых в разных областях знания.
Межнаучные термины - это наименования базовых понятий, общих для определенного комплекса наук. Например, в тексте упоминается такой термин как "вычислительная техника", который связан с несколькими науками, занимающимися различными аспектами этой области.
Узкоспециальные термины используются для каждой конкретной отрасли знания. Например, текст упоминает слово "Матлаб", что является названием комплекса прикладных программ для математических расчетов и анализа данных.
Так, вопросы, которые мы можем задать на основе этого текста:
Задание 1: Найдите в тексте общенаучные термины.
Можно указать такие слова как "система", "программа", "категория", "функция" - они применимы ко всем областям научного знания.
Задание 2: Установите, есть ли в тексте узкоспециальные термины.
В тексте мы видим несколько узкоспециальных терминов, таких как "вычислительная техника" и "Матлаб". Они связаны с конкретными отраслями знания.
Задание 3: Определите, в каком значении - прямом или переносном - преобладают слова в тексте и почему.
Для ответа на этот вопрос нам нужно проанализировать контекст использования слов в тексте. Большинство слов используются в прямом значении, то есть они имеют точное значение, применяемое в конкретной области. Например, слова "система", "программа" и "функция" имеют конкретные значения в научной и технической литературе. Однако, в тексте также может быть использованы и переносные значения, чтобы передать абстрактные идеи или сравнения.
Задание 4: Проанализируйте лексику текста и установите, какие части речи в ней преобладают и почему.
Части речи, которые преобладают в тексте, могут включать существительные (например, "система", "программа"), глаголы (например, "определяется", "повышения"), и прилагательные (например, "высокопроизводительной"). Это связано с тем, что в тексте активно используется научная и техническая лексика, что требует использования соответствующих грамматических форм.
Задание 5: Найдите предложения с различными видами сказуемых. Определите, какие виды односоставных предложений преобладают в тексте.
Предложения в тексте могут иметь различные виды сказуемых, такие как действительные, страдательные, возвратные, безличные и прочие. Для выяснения преобладающего вида односоставных предложений нам нужно проанализировать предложения текста. Например, предложение "Сложность программного обеспечения имеет тенденцию увеличения" имеет активное сказуемое "имеет", а предложение "Стоимость сложных прикладных программ сопоставима" имеет страдательное сказуемое "сопоставима".
Задание 6 (работа по группам со словарями и энциклопедиями):
В данном задании вам предлагается ознакомиться со списком терминов и подробно изучить их значения и особенности. Каждая группа может взять несколько терминов и подготовить краткое объяснение их значений, а также примеры использования. Вы можете использовать словари и энциклопедии для получения дополнительной информации.
Надеюсь, что этот разбор помог вам лучше понять тему профессиональной терминологии на русском языке. Если у вас остались вопросы, не стесняйтесь задавать их!