ТЕМА Образование действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Повторим.
№1 Надо расписать примеры в две колонки: 1)с пропущенным гласным в корне, 2) – с пропущенным гласным в суффиксе. Выделить соответствующий корень и суффикс.
Прик...сновение, масл..нистое (вещество), несг...раемый, м...тодика, выг.нять, пов.р, глин..ный (кувшин), елочные укр...шения, доверч..вый ребенок , ливн..вые (дожди), высокое загр...ждение, замш..вый, клетч..тый, погл...щение влаги, бл...стательный успех, пос...деть от горя, зап...вать лекарство, прим...рять спорщиков, разм...гчить, к..ток, в.лнушка, с.довник, зн.чок, н.члег, кр.савица, , рассыпч..тый.
№2.Заполнить пропуски. Поставить глаголы в н.ф. Определить спряжение. Подчеркнуть исключения.
ВерИшЬ (_верить – 2спр.), леч_ш_ся ( спр.), он зябн_т ( спр.), вы обижа_т_ (спр.), он мороз_т ( спр.), вы беж_те (спр.), они слыш_т (спр.), она купа_тся (спр.), мечта_ш_ (спр.), дежур_ш_ (спр.), оно свет_т (спр.), он гон_т (спр.), они крич_т (спр.), они хохоч_т (спр.), они уч_т (спр.), мы люб_м (спр.).
№3. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму «Безударные окончания в личных окончаниях глаголов». Определите спряжение глаголов.
Из пословицы слов не выкин…шь. Что посе…шь, то и пожнёшь. Слезами горю не шь. Одной рукой и узла не завяж…шь. Правды не спряч…шь. Разговором сыт не буд…шь, если хлеба не добуд…шь. На час опозда…шь – годом не наверста…шь. Ласковым словом и камень растоп…шь.
№ 4. Записать и вставить нужные гласные в суффиксах причастий
1) ла...щий 2) дремл...щий 3) кол...щий 4) терп...щий
1) стел...щий 2) езд...щий 3) люб...щий 4) вер...щий
1) скачщий 2) хлещ...щий 3) леч...щий 4) плач...щий
1) шепч...щий 2) борщийся 3) кле...щий 4) ве...щий
1) тревож...щий 2) плещ...щиеся 3) крас...щий 4) держ...щий
1) желте...щий 2) гон...щий 3) бре...щий 4) та...щий
№5 Вставить буквы, обозначить орфограмму №
вычислямый ободрямый, отдава...мый, ненавид...мый, множ...мый, слыш...мый , украша...мый, движ...мый, ощуща...мый, увлекамый, приглаша...мый, вид...мый
№6 Вставить гласные, составить предложения, подчеркнуть причастный оборот. Поставить, где необходимо, запятые при причастном обороте:
Увлека..мый течением. Колебл..мый ветром. Убира..мый мамой. Ороша..мый водой. Изобража..мый художником. Преследу..мый врагом. Освеща..мый луной. Исследу..мый учеными. Поддержива..мый отцом . Муч..мый сомнениями. Едва вид..мые облака. Завис..мые от обстоятельств.