Тема: Культура речи и нормы языка. Задачи:
• Раскрыть значение культуры речи.
• Познакомить с понятием “норма современного русского языка” и некоторыми особенностями и изменениями современного русского языка.
• Закрепить умения различать речь нормированную и ненормированную.
• Формировать навык в использовании нормированной речи.
• Умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.
Сколько замечательных слов сказано о русском языке!
Язык является средством человеческого общения. Он живет и развивается, соединяя в себе две культуры: книжно-литературную и устно-народную.
• Понятие “Культура речи” включает в себя 2 ступени освоения литературного языка:
• 1) правильность речи и 2) речевое мастерство.
• Какая же речь считается правильной? На этот вопрос мы ответим, прочитав статью “Что такое хорошая речь?”
Самостоятельная работа учащихся со статьей В.Николаенко “Что такое хорошая речь?”
Задание: отметить основные положения статьи, назвать качества хорошей речи.
Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определенном этапе развития языка правила употребления слов, словосочетаний и т.д.
Норма закрепляется в словарях и справочниках и охватывает все уровни языка. Она характерна и для устной, и для письменной речи и обязательна для всехКакие нормы отражают правила:
- произношения, ударения, использования интонации?
- употребления слов в точном соответствии с их значением?
- образования слов?
- образования форм слов разных частей речи?
- построения словосочетаний и предложений?
- написания слов и форм слов?
- постановки знаков препинания?
Как мы видим, нормы литературного языка связаны с основными разделами науки о языке. Какими?
Орфоэпическая разминка.
Расставить ударение в следующих словах:
Гастрономия, аристократия, втридорога, двоюродный, маркировать, усугубить, кинематография, баловать, диспансер, премировать, принудить, партер.