текст 5. тезки
в квартале от них жил давнишний приятель отца, к которому сашка часто бегал в гости. мальчик любил сидеть под вербой и слушать рассказы о том, как «однажды двое наших солдатов стояли против четверых ихних» или как «наши брали языка, да в потемках обознались». сашка часто смотрел на него завороженными глазами. этого папиного знакомого звали александр кузьмич. он был простой столяр, но много повидал на своем веку: служил на границе, занимался ветеринарией, лечил скотину в деревне, строил железную дорогу, работал комбайнером, во время войны пешком европу. соседних детей он любил и . бывало в день получки или премирования он угощал всю детвору во дворе кренделями, политыми глазурью и обсыпанными маком. ему столько много хотелось дать детям! в этом человеке были сплавлены многие качества, в том числе и чувство юмора. сашу называл зубрилой за высокие результаты в учебе, но, кажется, за это и уважал.
– ну, что, тезка ты моя, кем будешь? какие у тебя намерения? профессором или генералом? – спрашивал он, подмигивая и улыбаясь себе в усы.
– я хочу изучать эсперанто…
– это что за зверь такой?
– это, дядь саша, международный искусственный язык. он построен на основе интернациональной лексики. особую роль играют словообразовательные аффиксы…
– эк тебя понесло! на меня от таких слов дремота нападает. а моряком там… или летчиком-испытателем, а? ты ж парень! а это…исперанто твое – сплошная бюрократия!
поставьте ударения в следующих словах. проверьте по орфоэпическому словарю.
, бюрократия, верба, ветеринария, давнишний, дремота, квартал, комбайнер, намерения, премирование, столяр, тезки.
какое слово употреблено без учета его многозначности? исправьте предложение, в котором оно употреблено.
укажите случаи ошибочного использования одного из членов паронимической пары. дайте пояснения.
какие термины использованы в тексте? какова их функция? насколько они уместны?
укажите предложение, в котором разрушен фразеологический оборот. внесите исправления.
укажите стилистическую ошибку, связанную с нарушением лексической сочетаемости.
укажите просторечные грамматические формы. какова их стилистическая функция в данном тексте? исправьте их, заменив .
определите род следующих существительных. всегда ли они верно употреблены в тексте?
детвора, зубрила, саша, тезка, эсперанто.
найдите в тексте речевой штамп и избавьтесь от него.
укажите ошибочно построенное предложение с однородными членами. исправьте его.
определите функционально-стилистическую принадлежность текста и тип речи. обоснуйте свой вывод.