Текст 15 ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК
Рас...вет. Электричество гасн...т. Синеватый подводный свет дня льет…ся скво…ь окна. Зал пусте…т. Как осен...ие листья уносят…ся последние танц...ры бал…а. На полу как следы ур…гана остались куски разн…цветной ткани обрывки м…шурных ож…релий блестки золота осколки б…калов растерзан…ый букет цветов забытый алый плащ… . (Кое) где в угла ещ... кружат...ся забывши...ся в ...кстазе танца плясуньи которые продолжают танцевать одни для себя не слыша что угас и рас…ыпался последний ак...орд оркестра и (не) замечая что син...ватая зала опустела и поблекла. Шесть часов утра. Золотистое весен... ее утро дымчатое и свежее... Пустын...ые и гулкие улицы про-сыпающ...гося Парижа, с их утрен...ими обитателями молоч...ницы в голубых платьях гарсоны сн. .мающие ставни с кафе бакал...ейщицы булоч...ницы бонны в белых ч...пцах рас...тв...ряющие окна. И скво...ь этот деловой утрен...ий сдержан...ый Париж, с криками песнями и музыкой кто пешком кто в каретах кто верхом на извозчич...ей лошади кто ...бравшись (на) верх кареты разгорячен..ые пляской и голов…кружением бал...а пестрой лентой в две тыс...чи человек, возвращают…ся художники с Монмартра что (бы) по старин...ой традиции заключить праз...ник на дворе школы изящ...ных ис...кус...тв. М. Волошин
1. Определите стиль текста (докажите свое мнение).
2. Определите тип текста (докажите свое мнение).
3. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 4. Определите связи между следующими предложениями текста: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4. 5. Определите лексическое значение следующих слов: экстаз, гарсон, бонна.
6. Выпишите устаревшее слово, определите его современное написание. 7. Определите верное произношение выделенных букв в словах молочница, булочница.
8. Произведите фонетический разбор слова сквозь.
9. Выпишите по два-три примера слов, соответствующие схемам:
10. Произведите морфологический разбор слова ставни. 11. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения. 12. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила.
обособление определений, обособление обстоятельств,
однородные определения. 13. Найдите в тексте сложноподчиненное предложение с нескольким придаточными, начертите его схему.
Рассвет. Электричество гаснет. Синеватый подводный свет дня льется сквозь окна.
Зал пустеет. Как осенние листья, уносятся последние танцоры бала. На полу, как следы урагана, остались куски разноцветной ткани, обрывки мишурных ожерелий, блестки золота, осколки бокалов, растерзанный букет цветов, забытый алый плащ.
Кое-где в углах еще кружатся забывшиеся в экстазе танца плясуньи, которые продолжают танцевать одни, для себя, не слыша, что угас и рассыпался последний аккорд оркестра, и не замечая, что синеватая зала опустела и поблекла.
Шесть часов утра. Золотистое весеннее утро, дымчатое и свежее... Пустынные и гулкие улицы просыпающегося Парижа, с их утренними обитателями: молочницы в голубых платьях, гарсоны, снимающие ставни с кафе, бакалейщицы, булочницы, бонны в белых чепцах, растворяющие окна.
И сквозь этот деловой, утренний, сдержанный Париж, с криками, песнями и музыкой, кто пешком, кто в каретах, кто верхом на извозчичьей лошади, кто взобравшись на верх кареты, разгоряченные пляской и головокружением бала, пестрой лентой в две тысячи человек, возвращаются художники с Монмартра, чтобы по старинной традиции заключить праздник на дворе школы изящных искусств.
1) Стиль текста художественный, тк здесь присутствует много тропов (эпитеты, метафоры и тд)
2) Тип текста повествование с элементами описания, тк в нем нам рассказывается об определённом событии в некотором промежутке времени.
3) сделано выше
4) 1-2 лексическая связь
2-3 синтаксическая связь
3-4 лексическая
5) экстаз-получение большого воодушевления, удовольствия, восторга, сопровождающаяся поднятием настроения.
гарсон - официант, рабочий кафе.
бонна - прислуга, гувернантка, няня.
6) зала-зал
7) [б а к а л' э́ й' щ' и ц ы]
[б у́ л о ч' н' и ц а]
8) сквозь - [сквос'] 1 слог
с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
в — [в] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный
о — [о] — гласный, ударный
з — [с'] — согласный, глухой парный, мягкий парный
9) нет схем
10) Снимающие (Что?) ставни - сущ.
Н.ф. - ставень. Пост: неодуш, нариц, м.р., 2 скл.
Непост: мн.ч, В.П. .
Снимающие (Что?) ставни - дополнение
11) предложение не выделено
12) Золотистое весеннее утро, дымчатое и свежее...
И сквозь этот деловой, утренний, сдержанный Париж, с криками, песнями и музыкой, кто пешком, кто в каретах, кто верхом на извозчичьей лошади, кто взобравшись на верх кареты, разгоряченные пляской и головокружением бала, пестрой лентой в две тысячи человек, возвращаются художники с Монмартра, чтобы по старинной традиции заключить праздник на дворе школы изящных искусств.
Пустынные и гулкие улицы просыпающегося Парижа, с их утренними обитателями: молочницы в голубых платьях, гарсоны, снимающие ставни с кафе, бакалейщицы, булочницы, бонны в белых чепцах, растворяющие окна.
13) Кое-где в углах еще кружатся забывшиеся в экстазе танца плясуньи, которые продолжают танцевать одни, для себя, не слыша, что угас и рассыпался последний аккорд оркестра, и не замечая, что синеватая зала опустела и поблекла.
2. Тип текста скорее описательный, так как в нем описывается сцена в зале после окончания весеннего бала. Однако, также присутствуют элементы повествования, такие как упоминание о времени и людях, возвращающихся домой.
3. Расставим пропущенные знаки препинания и буквы:
Текст 15 ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК
Раз.вет. Электричество гасн.ет. Синеватый подводный свет дня льется скво.ь окна. Зал пусте.ет. Как осен.ие листья уносят.ся последние танц.ры бал.а. На полу как следы ур.гана остались куски разн.цветной ткани, обрывки м.шурных ож.релий, блестки золота, осколки б.калов, растерзан.ый букет цветов, забытый алый плащ.
(Кое) где в угла ещ. кружа.тся забывши.ся в ...кстазе танца плясуньи, которые продолжают танцевать одни для себя, не слыша, что угас и рас.ыпался последний ак.орд оркестра и (не) замечая, что син.ватая зала опустела и поблекла. Шесть часов утра. Золотистое весен.ее утро, дымчатое и свежее... Пусты.ые и гулкие улицы про-сыпающ.егося Парижа, с их утрен.ими обитателями: молоч.ницы в голубых платьях, гарсоны сн.мающие ставни, с кафе бакал.ейщицы, булоч.ницы бонны в белых чепцах, рас.т.ряющие окна. И скво.ь этот деловой утрен.ий сдержан.ый Париж, с криками, песнями и музыкой, кто пешком, кто в каретах, кто верхом на извозч.ей лошади, кто ...бравший(ась) на верх кареты разгорячен.ые пляской и голов...круженим бал.а пестрой лентой, в две тысячи человек, возвращающ.иеся художники с Монмартра, что (бы) по старин.ой традиции заключить праз.ник на дворе школы изящ.ых ис.кус.тв. М. Волошин
4. Связи между предложениями:
- Между предложениями 1 и 2 есть временная связь, так как предложение 2 описывает действие, происходящее после действия, описанного в предложении 1.
- Между предложениями 2 и 3 есть связь контраста, так как в предложении 2 описывается заполненная зала, а в предложении 3 говорится о том, что зал пустеет.
- Между предложениями 3 и 4 есть причинно-следственная связь, так как в предложении 3 описывается, какие следы остались на полу, а в предложении 4 говорится о причинах этих следов.
5. Лексическое значение:
- Экстаз - состояние эйфории, большого восторга или изумления.
- Гарсон - молодой официант или слуга в гостинице или ресторане.
- Бонна (в данном случае написано с ошибкой, правильно "булочница") - магазин или пекарня, где продаются булочки и другие сладости.
6. Устаревшее слово - "остались" (современное написание - "остались").
7. Верное произношение:
- Молочница - [молачница]
- Булочница - [булочница]
8. Фонетический разбор слова "сквозь" - [сквозь] (согласные звуки: [ск], [в], [з], [ь]).
9. Примеры слов, соответствующие схемам:
- С именем существительным: утро, аккорд;
- Скопления глагольных форм: гаснет, уносятся, продолжают;
- Скопления прилагательных: золотистое, пестрой, свежее.
10. Морфологический разбор слова "ставни":
- Падеж: именительный;
- Число: множественное;
- Род: средний;
- Склонение: 2;
- Окончание: -и.
11. Синтаксический разбор выделенного предложения: "Зал пустеет." (предложение безличное, состоит из глагола-сказуемого и наречия-сказуемого).
12. Примеры для иллюстрации пунктуационных правил:
- Обособление определений: Как осенью листья уносятся последние танцоры бала.
- Обособление обстоятельств: На полу, как следы урагана, остались куски разноцветной ткани.
- Однородные определения: растерзанный букет цветов, забытый алый плащ.
13. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными: "Между предложениями 2 и 3 есть связь контраста, так как в предложении 2 описывается заполненная зала, а в предложении 3 говорится о том, что зал пустеет." (схема: Между П2 и П3 - ССК).