Текст
(1) Никто в русской литературе не мог лучше Ахматовой простым и сдержанным словом выразить экстремальное душевное состояние.
(2) Это удивительное свойство её стихотворений обнаружилось ещё в десятые годы, в знаменитом “Смятении”, например (
3) Ахматова сделала, казалось бы, невозможное: выразила немоту…
(4) Выражение невыразимого – задача, не решаемая с привычного к горю простого и сдержанного слова Ахматовой. (
5) Ясная логика и классический строй её стиха резко прерываются, размер нарушается.
6) Лирическая героиня не может говорить от горя.
7) Однако Ахматова продолжает жить и творить.
8) Её слово вновь обретает классические размеры и благородную ясность.
9) Благодаря чему?
(10) Она получает право на слово как обязанность: она призвана сказать от имени всего “стомиллионного народа”.
11) Она должна свидетельствовать.
12) И Ахматова начинает свидетельствовать – с опорой на традицию, на мировую культуру. (
13) Три древние традиции – народно-песенная, поэтическая и христианская лирической героине “Реквиема” выстоять в неслыханном испытании. (14) “Реквием” завершается преодолением немоты и безумия.
15) Завершая “Реквием”, Ахматова утверждает победу человека над ужасом и оцепенением, победу памяти… (По М.Свердлову.)
Задания к тексту:
1. Выпишите из предложения 5 по одному словосочетанию с каждым видом подчинительной связи, укажите вид.
2. Среди предложений 4–6 найдите простое с составным глагольным сказуемым, укажите его номер.
3. Укажите номер простого нераспространённого и неосложнённого предложения.
4. Среди предложений 10–15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, укажите его номер.
5. Исправьте ошибки в характеристике предложения 7: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неполное, осложнено однородными дополнениями.
6. Среди предложений первого абзаца найдите предложение, осложнённое вводным словом, укажите его номер.
7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Читая стихотворения Анны Ахматовой,
1) начинаешь понимать тончайшие смыслы слов и звуков,
2) захватывает их психологическая глубина,
3) открывается красота великого русского языка,
4) хочется выучить их наизусть.
8. Запишите предложение, исправив грамматическую ошибку: Анна Ахматова – последовательно отстаивающая поэтесса право личности на свободу мысли и чувства.
1. Выпишите из предложения 5 по одному словосочетанию с каждым видом подчинительной связи, укажите вид.
Ответ:
- "размер нарушается" - причинно-следственная связь;
- "Лирическая героиня не может говорить от горя" - обстоятельственная связь;
- "Однако Ахматова продолжает жить и творить" - противопоставительная связь.
2. Среди предложений 4–6 найдите простое с составным глагольным сказуемым, укажите его номер.
Ответ: Предложение 6 имеет простое с составным глагольным сказуемым: "Лирическая героиня не может говорить от горя."
3. Укажите номер простого нераспространённого и неосложнённого предложения.
Ответ: Простое нераспространенное и неосложненное предложение не присутствует в данном тексте.
4. Среди предложений 10–15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, укажите его номер.
Ответ: Предложение 15 содержит обособленное обстоятельство: "Завершая "Реквием", Ахматова утверждает победу человека над ужасом и оцепенением, победу памяти..."
5. Исправьте ошибки в характеристике предложения 7: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неполное, осложнено однородными дополнениями.
Ответ: Предложение 7 является простым, двусоставным, распространенным и полным. Нет ошибок.
6. Среди предложений первого абзаца найдите предложение, осложнённое вводным словом, укажите его номер.
Ответ: В предложении 2 имеется вводное слово "например".
7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Читая стихотворения Анны Ахматовой,
Ответ: 3) открывается красота великого русского языка.
8. Запишите предложение, исправив грамматическую ошибку: Анна Ахматова – последовательно отстаивающая поэтесса право личности на свободу мысли и чувства.
Ответ: Анна Ахматова – последовательная отстаивающая поэтесса право личности на свободу мысли и чувства.