Текст
1.На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. 2.Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. 3.Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. 4.Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.
5.Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. 6.Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). 7.Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. 8.Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. 9.Около хвоста отверстия, в которые вставляли круглый стержень – вертлюг. 10.Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.
11.В Верхнем и Среднем Поволжье были очень рас нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. 12.За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. 13.Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. 14.Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. 15.Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. 16.А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль – и ей за это…

Задания к тексту

1. Определите и запишите основную мысль текста (что хотел сказать автор читателю?).
2. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
3. Почему, по мнению автора, без деревянных расписных солонок на Руси не обходилось ни одно праздничное торжество?
4. Определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
5. Определите синтаксическую окраску слова «издревле» из предложения 2, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
6. Объясните и запишите значение фразеологизма «задирать нос». Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

МЯУСИМ2007 МЯУСИМ2007    2   19.04.2020 13:19    44

Другие вопросы по теме Русский язык