Текст
(1)Как узнать возраст рыбы? (2)Учёные установить его очень точно. (3)Оказывается, своеобразным паспортом рыбы является её чешуя. (4)У молодой рыбы чешуйки тонкие и нежные; подрастает рыба, и чешуя становится больше, толще, грубее. (5)Быстрее всего рыбы растут летом и осенью, а зимой обычно рост прекращается, – в это время и образуется на чешуе узкое тёмное кольцо.
(6)По числу годовых колец, по их ширине и по изломам чешуйки можно узнать не только возраст рыбы. (7)Этот паспорт расскажет и о его хозяйки: когда ей жилось сытно, когда – голодно, какого роста она была два или три года назад. (8)Если эта рыба – «путешественница дальнего плавания», паспорт сообщит, когда она жила в море и когда попала в реку, ведь речные кольца более узкие, чем морские. (9)Можно узнать также, сколько раз она нерестилась. (10)Когда рыбы идут на нерест, они голодают, края чешуйки делаются тоньше, стираются, и на этом месте образуется рубец.
(11)Теперь понятно, почему такой паспорт не потеряешь. (12)Ведь даже если у какой-нибудь рыбы будет содрано много чешуек, хоть несколько всегда останется. (13)Конечно, чтобы всё это вычитать в рыбьем паспорте, надо знать биологию рыб. (14)Паспорт узнать, где та или иная рыба растёт, где ей лучше живётся.
(По К. Меркульевой)
1. Составьте план текста.
2. Определите и запишите основную мысль текста.
3. Какой факт свидетельствует о том, сколько раз нерестилась рыба? Запишите ответ.
4. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11−14 текста. Запишите ответ.
5. В предложениях 1–3 найдите слово со значением «количество прожитых лет, период в жизни человека, животного». Выпишите это слово.
6. В предложениях 3−5 найдите антоним к слову «толстые» и выпишите его.