Текст № 1
1. Сказка о фольклоре - это устный рассказ о выдуманном событии, носящий фантастический, приключенческий и анекдотический характер.
2. Возникает она, разумеется. не в безвоздушном ее материал – вполне реальная действительность, и населена она не только фантастическими персонажами, а достаточно достоверными мужиками, солдатами и попами.
3. …И вот оказываемся мы в некотором царстве-государстве, где на краю дремучего леса притулилась небольшая деревенька.
4. И уже на краю той глухой деревеньки стоит изба, покосившаяся от времени, в которой живут старик со старухой и три их сына.
5. Двое сыновей обычные парни.
6. А третий - Иван-дурак.
7. И не знают в деревне, что валяется он на печи лишь до поры до времени, ожидая настоящего дела.
8. А появляется настоящее дело, встает он с печи и решает поставленную задачу.
9. И некому это сделать, кроме запечного Иванушки с невыявленными и не растраченными по пустякам силами.
(по С. Наровчатову)
Во предлагаемые для комплексного анализа текста №1.
Озаглавьте текст. Определите его стиль и тип и речи.
Определите главную мысль данного текста.
Выпишите и сгруппируйте из текста слова на следующие орфограммы:
o правописание приставок в русском языке;
o буквы з - с на конце приставок;
o правописание н и нн в суффиксах причастий;
o правописание не с прилагательными, причастиями и глаголами.
Подберите антонимы к словам:
o покосившаяся;
o действительность;
o изба;
o валяется.
Объясните графически постановку знаков препинания в 2, 4, 7 предложениях.
Найдите в тексте 2-3 слова, в которых нет окончаний.
Найдите в тексте три изобразительно-выразительные средства и объясните их .
Озаглавить данный текст можно, например, как "Сказка о Иване-дураке".
Стиль текста можно определить как художественный (беллетристический), а тип речи - описательный, так как автор подробно описывает события и персонажей.
Главная мысль данного текста заключается в том, что Иван-дурак, несмотря на то, что он считается глупым и лентяем, может выполнять задачи, которые другим не по силам.
Слова и фразы, которые можно использовать для группировки по орфограммам:
1. Правописание приставок в русском языке:
- возникает (приставка воз-);
- притулилась (приставка при-);
- покосившаяся (приставка по-);
- решает (приставка ре-).
2. Буквы з - с на конце приставок:
- безвоздушном (приставка без-);
- материал (приставка ма-).
3. Правописание н и нн в суффиксах причастий:
- населена (суффикс -ен-);
- достаточно (суффикс -но-);
- растраченными (суффикс -нн-).
4. Правописание не с прилагательными, причастиями и глаголами:
- небольшая (прилагательное);
- не только (частица + глагол).
Антонимы к словам:
- покосившаяся - прямая, ровная;
- действительность - вымысел, фантазия;
- изба - дворец, замок;
- валяется - стоит, находится.
Постановка знаков препинания в 2, 4, 7 предложениях объясняется следующим образом:
2 предложение: запятая ставится перед союзом "и", разделяя простые предложения друг от друга.
4 предложение: запятая ставится перед союзом "и", разделяя простые предложения друг от друга.
7 предложение: запятая ставится перед союзом "что", разделяя придаточное предложение от главного.
Слова без окончаний можно найти в данном тексте, например: стоят, буквы, нет.
Три изобразительно-выразительные средства, которые можно найти в тексте:
1. Описание характера героя - Ивана-дурака, который прожигает время на печи до появления настоящего дела.
2. Описание вида деревни и избы, что создает неповторимую атмосферу сказки.
3. Использование сравнения "дре́мучего леса", чтобы передать характер леса и его таинственность.