Такой лес, что солнце и не сразу увидишь, только по огненным пятнам и стрелам г, что вон там оно спряталось за большим деревом и бросает оттуда в темный лес свои ранние утренние косые лучи. С поляны сияющей входишь в тёмный лес, как в пещеру, но когда смотришься, - до чего хорошо! Невозможно сказать, до чего прекрасно бывает в тёмном лесу в яркий солнечный день. Никто, я думаю, не удержится, чтобы не дать полную свободу своей привязанной разными заботами мысли. Тогда образованная мысль летает одного солнечного пятна другому, вдруг обнимает по пути на солнечной поляне ёлочку, стройную, как башенка, соблазнится белизной берёзки, спрячит в её зелёных кудрях вспыхнувшее личико и помчится, вспыхивая в лучах, от поляны к поляне.
Задание:
Прочитайте текст. Какие временные формы глаголов использованны автором? Как вы думаете, для чего автор в одном сюжете соединяет глаголы разных временных форм? Охарактеризуйте значение вида и времени глаголов. Определите значение форм лица глаголов.
1. Настоящее время: "смотришься", "бывает", "удержится";
2. Прошедшее время: "увидишь", "спряталось", "бросает", "входишь", "смотрит", "дать", "летает", "обнимает", "соблазнится", "спрячит", "помчится", "вспыхивая".
Автор использует глаголы разных временных форм для передачи разных событий и описания различных действий в тексте. Использование настоящего времени создает ощущение текущего состояния, например, "смотришься" и "бывает". Прошедшее время используется для описания действий, которые произошли в прошлом или в настоящем и уже завершились. Например, "спряталось", "бросает" и "входишь".
Значение вида и времени глаголов также влияет на передачу смысла текста. В этом тексте автор использует несовершенный вид глаголов, что помогает создать ощущение длительности и повторяемости действий. Например, "бросает", "летает" и "обнимает". Они описывают действия, которые происходят неоднократно или охватывают большой промежуток времени.
Относительно форм лица глаголов, в тексте преимущественно используется третье лицо. Например, "спряталось", "бросает" и "смотрит". Использование третьего лица создает ощущение наблюдения за событиями со стороны некого наблюдателя или автора. Это помогает создать образ живого и самобытного леса и передать его впечатления читателю.
Таким образом, автор соединяет глаголы разных временных форм, чтобы передать разнообразие действий и ощущений, связанных с пребыванием в лесу. Он использует несовершенный вид, чтобы выразить длительность и повторяемость действий, а третье лицо создает ощущение наблюдения издалека. Все это помогает создать живописное и запоминающееся описание леса.