Один фриц мне сказал: «Против нас были страшные солдаты: их не мог остановить никакой огонь, они бежали прямо на нас. Потом мне сказали, что это казахи. Я не знал прежде, что существует такой народ...». Фрицы многого не знали. Им говорили, что Россия - большая страна, но им не говорили, что в этой большой стране живут большие люди.
Казах Ирисов повел бойцов на бой. Они блокировали четыре вражеских дзота. Ирисов, раненый, вынес с поля боя сраженного пулей командира. «Иди в санчасть», - сказали Ирисову. Он ответил: «Нет. Иду воевать». Когда Ошим Коскабаев уезжал на фронт, его провожал весь кишлак. Отец Ошима, старый казах, сказал ему: «Помни, Ошим, какая у нас земля. Добрая земля, всего много: пшеница, хлопок, арбузы. Это, Ошим, твоя земля. Смотри, не отдай ее немцу». Ошим стал пулеметчиком. Был трудный день: немцы пошли в контратаку. Мин больше нет. Ошим крикнул: «Бей немца!» - и побежал навстречу врагам с винтовкой в руке. За ним ринулись товарищи. Штыком пырнул Ошим немецкого офицера. Четыре раза в тот день ходил Ошим врукопашную. Он переколол много немцев. Ошима ранило, товарищи говорили ему: «Коскабаев, надо идти в госпиталь». Ошим отвечал: «Не надо в госпиталь. Надо бить немца». И он остался в строю.
Так воюют джигиты!
Задания
1.Выпишите ключевые слова/словосочетание (не менее 5 слов)
[5]
2. Соотнесите героев рассказа с их действиями:
Герои рассказа Действия героя
Ирисов Побежал навстречу врагу
Остался в строю
Коскабаев Убил много немцев
Повел бойцов в атаку
Вынес раненного командира
[2]
3.Определите основную мысль текста
А) действие Ирисова
В) героизм и бесстрашие народа
Д) Россия - большая страна
Г) любовь к родине
Д) уничтожение врага [1]
4. «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком», - говорил И. Гете. На основе данной цитаты напишите эссе, выскажите собственное мнение о подвиге советского народа в годы войны. [7]
Критерий оценивания № задания Дескриптор
Обучающий
Определяет основную мысль
текста;
1 Записывает ключевые слова
5 (за каждое слово по )
2 Определяет действия 1 героя 1
Определяет действия 2 героя 1
3 Определяет основную мысль 1
Создает аргументированное высказывание на основе личных впечатлений и наблюдений 4
Пишет эссе, высказывает собственное мнение о подвиге 5
Приводит аргументы на основе афоризма о героизме 2