Студент, рассказывая учащимся о многозначности слова, познакомил их с понятием метафоры и привел свои примеры: ствол орудия, ветка железной дороги, подошва горы, ножка стола. Многие учащиеся не согласились с ним и привели свои примеры: растрепала кудри золотые, и стоит себе лес улыбается, серебро водопада и другие. Подумайте, какую методическую ошибку допустил студент, объясняя этот материал. Как бы вы поступили в этом случае?
Для исправления этой ситуации, я бы сначала объяснил основу метафоры, используя примеры, которые дали сами учащиеся. Например, возьмем выражение "растрепала кудри золотые". Я бы задал учащимся вопросы: Что обычно делает ветер с волосами? Поменялся ли смысл фразы? Почему вы так думаете? Затем я бы пояснил, что здесь происходит перенос значения слова "срепал" на волосы, чтобы описать их движение под воздействием ветра. Таким образом, можно показать сходство в действии между ветром и движением волос.
Затем я бы вернулся к примерам, которые привел студент, и объяснил, какие сходства между словами в каждой метафоре. Например, в примере "ствол орудия" можно сказать, что ствол орудия значит основу орудия, а ветка железной дороги - это часть железной дороги, которая напоминает ветку дерева. Таким образом, можно показать, что метафора основана на сходстве формы или функции.
Важно также показать разные виды метафор и привести дополнительные примеры, чтобы учащиеся могли понять, что метафоры могут быть использованы в различных ситуациях и с разными понятиями. Например, можно привести метафоры с цветами (красный гнев, зеленый глаза) или с животными (лошадиная сила, собачья верность) и объяснить, как в этих случаях переносится значение.
Таким образом, исправление методической ошибки студента будет основано на детальном объяснении основы метафоры, использовании конкретных примеров, задании вопросов и обсуждении сходства между предметами или явлениями, связанными в метафоре. Это поможет учащимся лучше понять и запомнить понятие метафоры и научиться использовать ее в своей речи.