Старшего поколения Суть проблемы заключается в том, что в докомпьютерное время существовала схема, которая частично работает и сегодня, в которой ценности формировались сначала в семье, затем в школе, потом в общественной жизни. Современная ситуация несколько иная. Ребенок, начиная с младенчества, попадает в две параллельные реальности. Одна – это его повседневная жизнь, другая – виртуальный мир, в который он входит с ИКТ. Большинство родителей считают первейшею необходимостью, как можно раньше приобщить ребенка к виртуальной реальности. Для этого детей обучают «овладению» компьютером и мобильными устройствами.
Это первый шаг к отчуждению. Чтобы увлечь ребенка, ему предлагают мультфильм в компьютере, вместо сказки, прочитанной родителем, аудиокнигу, начитанную чужим голосом, песни, пропетые незнакомыми людьми. Следующий шаг – компьютерные игры, которые первоначально выглядят как невинное развлечение, но впоследствии «затягивают» ребенка настолько, что он уже не желает общаться с родителями и стремится расширить временные рамки пребывания в виртуальном мире до максимума. Это порождает разные формы психологической зависимости, о чем много лет пишут психиатры, психологи, детские врачи. По сути, попадая в Интернет-пространство, ребенок оказывается один на один с громадной вселенной, объемы которой выходят далеко за пределы восприятия детской психики. Возможности контроля со стороны родителей за этими отношениями весьма ограничены. Ребенок получает практически неограниченную свободу в виртуальном мире, не имея таковой в мире реальном. Соответственно, его стремление в этот мир будет постоянным и приоритетным. Но этот мир не является любящим как родители.