Если одним словом охарактеризовать этот фильм, то это слово — удивительный. Почитав как-то на разных ресурсах отзывы людей об этой картине, узнал, что многим, посмотревшим «Последний дюйм» в далеком детстве, он запомнился как иностранный. Он ведь, действительно, очень сильно отличался от наших картин тех лет. Западная жизнь (пусть лишь маленький её кусочек). Песня, похожая на очень популярную тогда Sixteen Tons. Мужественный американец Бен Энсли — сильный герой-одиночка, такой типичный для произведений Хемингуэя и Олдриджа, и совсем нетипичный для нашего кино. Да и внешне похож был тогда наш Николай Крюков на знаменитого американского актера Кирка Дугласа. А удивительная атмосфера «Последнего дюйма»? Самолет, пески, море, акулы, акваланг… мальчик и его отец на краю мира… Мира, которому нет до них никакого дела. Плюс ко всему — впервые в советском кино был показан настоящий подводный мир, да еще и в цвете. Ну, пройдемся по персонам. Английский писатель Джеймс Олдридж. Жаль, что он сейчас почти забыт у нас. В небольшом произведении ТАК рассказать о силе духа человека! Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона читали? Вот у Олдриджа, ИМХО, ещё сильнее вещь получилась. Режиссеры Никита Курихин, Теодор Вульфович и сценарист Леонид Белокуров. Думаю, перед ними изначально стояла задача сделать фильм привлекательнее и понятнее для мальчишек — ведь в первую очередь им «Последний дюйм» предназначался. Поэтому и были несколько изменены образы героев рассказа Олдриджа. Мужество — это замечательно, но когда к нему добавляются любовь и преданность — отклик в душе сильнее. И в том, что фильм заставляет так сопереживать героям — большая заслуга режиссеров и сценариста. Композитор Моисей Вайнберг, поэт Марк Соболь. Благодаря первому музыка стала неотъемлемой частью «дюйма», строчка-рефрен «какое мне дело до всех до вас, а вам до меня…» появилась благодаря второму… Невозможно представить эту картину без «Песни Бена» в исполнении Михаила Рыбы, без той замечательной музыки, которая сопровождает весь этот фильм. Оператор Самуил Рубашкин — очень высокого уровня работа. Даже задние планы, фон в этом фильме — это не просто цветные картинки. Они его полноправные участники, передающие атмосферу этого кино. А две сцены на берегу моря — когда Дэви ждет возвращения Бена, нырнувшего за кинокамерой, и когда сын тащит отца к самолету — показательные образцы операторского мастерства. Утвердив на роль Бена Энсли Николая Крюкова, Курихин и Вульфович не прогадали абсолютно. Николаю Николаевичу не надо было «играть мужество». Актер с очень непростой судьбой, много переживший, действительно, не сыграл, а прожил свою роль. Стареющий, уставший, но мужественный и гордый летчик, внешне жесткий по отношению к сыну, но любящий Дэви и соглашающийся ради него принять рискованное предложение авантюриста Джиффорда — для очень талантливого, но, увы, так и не раскрытого полностью в нашем кино, Николая Крюкова эта роль стала лучшей в его большой кинематографической карьере. Слава Муратов. Его герой открыт и очень любит отца. Дэви по сюжету переживает целую кучу чувств — есть там и веселая беззаботность, и волнение, и страх, и отчаянье, и отчаянная решимость… Без искренности и естественности в кадре здесь никак. Справился ленинградский школьник Слава Муратов с этой трудной задачей превосходно. Было б иначе — вряд ли бы в свое время так понравился взрослым, и, главное, юным зрителям этот фильм. Песню о маленьком тюлене, кстати, Слава исполнил сам. Но, как известно, чтобы судить о подлинном качестве какой-либо вещи, нужно сравнить ее с лучшими мировыми аналогами. В том же 1958 году американцами был снят очень хороший (но сейчас, похоже, уже подзабытый) фильм «Старик и море» (один «Оскар» и две номинации, две премии Национального совета кинокритиков США) со Спенсером Трейси в главной роли. Снят по замечательному (нет, по ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМУ) одноименному произведению Эрнеста Хемингуэя. «Последний дюйм» и «Старик и море» — два близких фильма и по жанру, и по сюжету, и по атмосфере. Да, по той самой хемингуэевской атмосфере. Атмосфере романтики, атмосфере мира настоящих, сильных духом мужиков, готовых бросить вызов судьбе и не сломаться от её удара. Много раз пересматривал оба фильма — по силе воздействия «дюйм» не уступил американской картине. Предлагаю сравнить и вам. Эти два фильма вполне достойны того, что бы вы их хотя бы раз увидели. А вывод мой такой будет: «Последний дюйм» — искреннее, увлекательное (но не развлекательное), пронзительное, трогательное, сильное мужское кино. Да, вот такой набор. Кино о силе духа человека, о победе над собой и обстоятельствами, о взрослении и превращении ребенка в настоящего мужчину, о преданности и любви, которая разрушает все преграды… Вот я сейчас пафосно сказал, конечно, но абсолютно честно. В этом небольшом по продолжительности кино, действительно, всё это есть… и не только это. Я же говорю — удивительный фильм.