Справочный материал В поэзии звук – одно из основных средств выразительности.
Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, мосток...
Такой художественный приём называется звукоподражание, или звукопись. Более тонкие воздействия на читателя или слушателя, не связанные с прямым подражанием звукам окружающего мира, – аллитерация (создание эмоционального настроя с подбора определённых согласных) и ассонанс (такое же воздействие с подбора гласных).
Задание 3 (устно). Найдите аллитерацию и ассонанс в отрывках из поэмы Л. Твардовского «Василий Тёркин». Какое настроение создаётся под воздействием этих приёмов в каждом случае?
Низкогрудый, плоскодонный 2. На просторе ветер резок,
Отягченный сам собой, Зол мороз вблизи железа,
С пушкой, в душу наведенной, Дует в душу, дует в грудь –
Страшен танк, идущий в бой. Не дотронься как-нибудь.
*Какие еще, помимо фонетических, средства выразительности использовал автор?
Задание 4. Прочитайте отрывок из художественного произведения. Выпишите слова, соответствующие словообразовательной модели: приставка – корень – суффикс – суффикс – (-ся). Какую роль играет повтор слов этой модели в данных текстах? (Завершение, прекращение действия).
Отсеребрилась, отзвучала...
Отцвела моя белая липа,
И вот из-за домов, пьяна,
Отзвенел соловьиный рассвет.
(С. Есенин)
Задание 5 (устно). Послушайте как «борются» в этих заключительных строках известной поэмы Н. А. Некрасова звук [р] и глухие шипящие. Что отражает эта борьба? Почему в последнем четверостишии её уже нет?
Ни звука! Душа умирает
Для скорби, для страсти. Стоишь
И чувствуешь, как покоряет
Её эта мёртвая тишь.
Ни звука! И видишь ты синий
Свод неба, да солнце, да лес,
В серебрено-матовый иней
Наряженный, полный чудес,
Влекущий неведомой тайной,
Глубоко-бесстрастный... Но вот
Послышался шорох случайный –
Вершинами белка идет.
Ком снега она уронила
На Дарью, прыгнув по сосне,
А Дарья стояла и стыла
В своём заколдованном сне...
Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.
В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.