Справа он увидел большую поляну, на которой стоял кряжистый дуб. Последние годы жизни Опекушин провел в родном селе на берегу Волги, где он родился и провел детство.
Их ноги вымокли до колен так, словно ребята только что пересекли вброд ручей.
К реке подошли, когда солнце за их спинами клонилось к дальнему лесу.
Разумный видит, что за чем идет.
Не пойму, с чего мне стало сопутствовать необычайное везение.
Обозначьте границы предложений, входящих в состав сложного. Укажите 1) грамматические основы; 2) союзы или союзные слова, которыми связываются придаточные предложения с главным; 3) какими членами предложения являются союзные слова; 4) задайте вопрос и определите вид придаточного.
Первым шагом нам нужно выделить предложения, входящие в состав сложного предложения.
"Справа он увидел большую поляну, на которой стоял кряжистый дуб." - это одно предложение, включающее два простых предложения, связанных союзом "на которой".
"Последние годы жизни Опекушин провел в родном селе на берегу Волги, где он родился и провел детство." - это также одно предложение, состоящее из двух простых предложений, связанных союзом "где".
"Их ноги вымокли до колен так, словно ребята только что пересекли вброд ручей." - это одно сложное предложение, состоящее из простого предложения и придаточного предложения, связанных союзом "так".
"К реке подошли, когда солнце за их спинами клонилось к дальнему лесу." - это также одно сложное предложение, состоящее из простого предложения и придаточного предложения, связанных союзом "когда".
"Разумный видит, что за чем идет." - это простое предложение.
"Не пойму, с чего мне стало сопутствовать необычайное везение." - это простое предложение.
Теперь перейдем ко второму шагу - определению грамматических основ простых предложений и союзов, которыми они связаны.
1) "Справа он увидел большую поляну" - грамматическая основа: увидел поляну; связь - союз "справа".
2) "на которой стоял кряжистый дуб" - грамматическая основа: стоял дуб; связь - союз "на которой".
3) "Последние годы жизни Опекушин провел в родном селе на берегу Волги" - грамматическая основа: провел годы; связь - союз "в".
4) "где он родился и провел детство" - грамматическая основа: родился и провел; связь - союз "где".
5) "Их ноги вымокли до колен" - грамматическая основа: вымокли ноги; связь - союз "до колен".
6) "словно ребята только что пересекли вброд ручей" - грамматическая основа: пересекли ручей; связь - союз "словно".
7) "К реке подошли" - грамматическая основа: подошли; связь - союз "к".
8) "когда солнце за их спинами клонилось к дальнему лесу" - грамматическая основа: клонилось солнце; связь - союз "когда".
9) "Разумный видит" - грамматическая основа: видит разумный.
10) "что за чем идет" - грамматическая основа: идет за чем; связь - союз "что".
11) "Не пойму" - грамматическая основа: пойму.
12) "с чего мне стало сопутствовать необычайное везение" - грамматическая основа: стало сопутствовать везение; связь - союз "с чего".
Третий шаг - определение роли союзных слов.
1) Союз "на которой" связывает придаточное предложение (на которой стоял кряжистый дуб) с главным предложением (Справа он увидел большую поляну), и является вводным словом в придаточном предложении.
2) Союз "где" связывает придаточное предложение (где он родился и провел детство) с главным предложением (Последние годы жизни Опекушин провел в родном селе на берегу Волги), и является вводным словом в придаточном предложении.
3) Союз "до колен" связывает придаточное предложение (словно ребята только что пересекли вброд ручей) с главным предложением (Их ноги вымокли до колен), и является вводным словом в придаточном предложении.
4) Союз "когда" связывает придаточное предложение (когда солнце за их спинами клонилось к дальнему лесу) с главным предложением (К реке подошли), и является вводным словом в придаточном предложении.
Наконец, четвертый шаг - задаем вопрос и определяем вид придаточного предложения.
1) Вопрос: Что он увидел справа?
Вид придаточного предложения: определительное.
2) Вопрос: Где провел Опекушин последние годы жизни?
Вид придаточного предложения: прилагательное.
3) Вопрос: Каким образом вымокли ноги ребят?
Вид придаточного предложения: обстоятельственное.
4) Вопрос: Когда они подошли к реке?
Вид придаточного предложения: временное.
Надеюсь, это разъяснение поможет вам понять структуру и связи предложений. Если у вас есть еще вопросы, не стесняйтесь задавать!