Спишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания и подчеркните грамматические основы. графически обозначьте прямо в предложении границы простых предложений в составе сложного.
образец:
[несколько раз косяками над фронтом проходили бомбардировщики], но, (если не считать случайных бомб), [моряков они не тревожили].
1. только под вечер когда длинные тени деревьев пересекли измятое поле у немцев в окопах началась возня. моряки приготовились ждали атаки а на них вдруг обрушился поток слов на чистейшем языке.
(о. селянкин)
2. снова скользнула ветвистая молния прогромыхал гром и сплошная колючая стена воды с настигающим порывистым гулом обрушилась на лес.
(ю. бондарев)
3. медленно, в тягостном раздумье спускался ульянов по чугунным ступеням и последняя из них от его шага прогудела особенно угрюмо. потом он сидел на скамейке в садике. скамья была в снегу но он лишь машинально, кое-как очистил место и сел в снег.
(н. григорьев)
4. только теперь я увидел павла назаровича. держась руками за жердь висевшую низко над водою он пытался вскарабкаться на нее но поток тащил старика под наносник. он работал ногами пытался приподняться однако силы покидали его. пока я добрался до старика у него сорвалась с жерди рука и я уже в последний миг поймал его за фуфайку но вытащить не мог.
(г. федосеев)
5. когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.
(м. горький)
6. всего что знал еще евгений пересказать мне недосуг.
(а. пушкин)
- Подчеркнутые грамматические основы: вечер, тени, деревьев, поле, немцев, окопах, возня, моряки, атаки, поток, слова, языке.
- Границы простых предложений:
1) "Только под вечер, когда длинные тени деревьев пересекли измятое поле у немцев в окопах, началась возня."
2) "Моряки приготовились, ждали атаки."
3) "На них вдруг обрушился поток слов на чистейшем языке."
2. "Снова скользнула ветвистая молния, прогромыхал гром, и сплошная колючая стена воды с настигающим порывистым гулом обрушилась на лес."
- Подчеркнутые грамматические основы: молния, гром, стена, воды, гулом, лес.
- Границы простых предложений:
1) "Снова скользнула ветвистая молния, прогромыхал гром."
2) "Сплошная колючая стена воды с настигающим порывистым гулом обрушилась на лес."
3. "Медленно, в тягостном раздумье спускался Ульянов по чугунным ступеням, и последняя из них от его шага прогудела особенно угрюмо. Потом он сидел на скамейке в садике. Скамья была в снегу, но он лишь машинально, кое-как очистил место и сел в снег."
- Подчеркнутые грамматические основы: раздумье, Ульянов, ступеням, шага, скамейке, садике, скамья, снегу, место.
- Границы простых предложений:
1) "Медленно, в тягостном раздумье спускался Ульянов по чугунным ступеням, и последняя из них от его шага прогудела особенно угрюмо."
2) "Потом он сидел на скамейке в садике."
3) "Скамья была в снегу, но он лишь машинально, кое-как очистил место и сел в снег."
4. "Только теперь я увидел Павла Назаровича. Держась руками за жердь, висевшую низко над водою, он пытался вскарабкаться на нее, но поток тащил старика под наносник. Он работал ногами, пытался приподняться, однако силы покидали его. Пока я добрался до старика, у него сорвалась с жерди рука, и я уже в последний миг поймал его за фуфайку, но вытащить не мог."
- Подчеркнутые грамматические основы: Павла Назаровича, жердь, водою, поток, старика, наносник, ногами, силы, рука, миг, фуфайку.
- Границы простых предложений:
1) "Только теперь я увидел Павла Назаровича."
2) "Держась руками за жердь, висевшую низко над водою, он пытался вскарабкаться на нее, но поток тащил старика под наносник."
3) "Он работал ногами, пытался приподняться, однако силы покидали его."
4) "Пока я добрался до старика, у него сорвалась с жерди рука, и я уже в последний миг поймал его за фуфайку, но вытащить не мог."
5. "Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное."
- Подчеркнутые грамматические основы: книга, жизнь, что-то.
- Границы простых предложений:
1) "Когда у меня в руках новая книга, я чувствую."
2) "Я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное."
6. "Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг."
- Подчеркнутые грамматические основы: Евгений, пересказать, недосуг.
- Границы простых предложений:
1) "Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг."