Спишите пословицы. Определите смысловые отношения между частями БСП. В каких речевых ситуациях их можно использовать?
1) Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце. 2) Наука даром не даётся — наука трудом берётся. 3) Есть терпение - будет и
умение. 4) С глупым водиться - сам поглупеешь. 5) Проходят и болезни,
и беда - привычки остаются навсегда. 6) Умная голова сто голов кормит
худая и одной не прокормит. 7) Будешь книги читать - будешь всё знать.
8) Мы знаем: главное предназначение человека оставить свой добрый
след на земле. 9) Поговоришь с добрым человеком - солнечный луч озарит твою душу. 10) Желаешь себе добра - не делай зла другому.​

zhludovaanasta zhludovaanasta    3   25.01.2021 14:03    11

Ответы
artem443090 artem443090  15.01.2024 06:45
1) Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.
Смысловое отношение: аналогия. В данной пословице сравниваются два действия: источник, который утоляет жажду, и доброе слово, которое оживляет сердце. Оба действия имеют положительное воздействие на человека.
Речевые ситуации: данную пословицу можно использовать, чтобы показать, как важно быть добрым и заботиться о других людях. Она подходит для ситуаций, когда кому-то нужна поддержка или во время общения со сверстниками или учителями, когда нужно проявлять заботу и доброту.

2) Наука даром не даётся — наука трудом берётся.
Смысловое отношение: противопоставление. В данной пословице противопоставляются два понятия: получение науки даром и получение науки через труд. Высказывается мысль о том, что для достижения знаний и успеха нужно вложить усилия и время.
Речевые ситуации: данную пословицу можно использовать, чтобы показать, что для достижения успеха в учебе необходимо учиться старательно и прилагать усилия. Она может быть полезна в разговоре о методах обучения или во время мотивации учащихся к учебе.

3) Есть терпение - будет и умение.
Смысловое отношение: причинно-следственная связь. В данной пословице выражается мысль о том, что если человек обладает терпением, то у него возникает возможность развивать и улучшать свои навыки и получить новые знания.
Речевые ситуации: данную пословицу можно использовать, чтобы показать, что важно не сдаваться при трудностях и продолжать учиться и развиваться. Она может подходить для обсуждения важности терпения в достижении целей или во время мотивации учащихся к самосовершенствованию.

4) С глупым водиться - сам поглупеешь.
Смысловое отношение: причинно-следственная связь. В данной пословице выражается мысль о том, что общение с глупым человеком может негативно отразиться на нашем интеллекте и умении мыслить.
Речевые ситуации: данную пословицу можно использовать, чтобы показать, что важно окружаться умными и интеллектуальными людьми, чтобы самому не стать глупее. Она может быть полезна в разговоре о выборе друзей или во время обсуждения влияния окружающих на нашу личность.

5) Проходят и болезни, и беда - привычки остаются навсегда.
Смысловое отношение: контраст. В данной пословице сравниваются прохождение болезней и беды с оставлением привычек. Высказывается мысль о том, что привычки получается легко сформировать, но трудно избавиться от них.
Речевые ситуации: данную пословицу можно использовать, чтобы показать, что нужно быть осторожным с формированием привычек, так как они остаются с нами навсегда. Она может быть полезна в разговоре о вредных привычках и во время обсуждения пользы полезных привычек.

6) Умная голова сто голов кормит худая и одной не прокормит.
Смысловое отношение: противопоставление. В данной пословице противопоставляются умная голова, которая может прокормить сто других голов, и худая голова, которая не может прокормить никого. Высказывается мысль о том, что умные и талантливые люди могут помогать другим, в то время как ничтожные и бесполезные люди не способны делать ничего полезного.
Речевые ситуации: данную пословицу можно использовать, чтобы показать, что важно развивать свои способности и таланты, чтобы иметь возможность помочь другим людям. Она может быть полезна в разговоре о способностях и технике саморазвития или во время обсуждения социальной ответственности.

7) Будешь книги читать - будешь всё знать.
Смысловое отношение: причинно-следственная связь. В данной пословице выражается мысль о том, что чтение книг позволяет накопить знания и стать осведомленным во многих областях.
Речевые ситуации: данную пословицу можно использовать, чтобы показать, что чтение книг является важной частью образования и может помочь в расширении кругозора. Она может быть полезна в разговоре о чтении и его влиянии на развитие познавательных способностей или во время мотивации к чтению.

8) Мы знаем: главное предназначение человека оставить свой добрый след на земле.
Смысловое отношение: объяснение. В данной пословице объясняется главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
Речевые ситуации: данную пословицу можно использовать, чтобы показать, что каждому человеку нужно стремиться оставить положительное наследие и что сделанные добрые дела имеют особую ценность. Она может быть полезна в разговоре о ценностях и смысле жизни или во время обсуждения моральных принципов.

9) Поговоришь с добрым человеком - солнечный луч озарит твою душу.
Смысловое отношение: причинно-следственная связь. В данной пословице высказывается мысль о том, что общение с добрым человеком может вызвать положительные эмоции и привести к хорошему настроению.
Речевые ситуации: данную пословицу можно использовать, чтобы показать, как важно общаться с людьми, которые делают нас счастливыми и радостными. Она может быть полезна в разговоре о выборе друзей или во время обсуждения значимости позитивного влияния на нашу эмоциональную жизнь.

10) Желаешь себе добра - не делай зла другому.
Смысловое отношение: противопоставление. В данной пословице противопоставляются желание добра и совершение зла другому человеку. Высказывается мысль о том, что если человек хочет получить добро, то он не должен причинять вред другим.
Речевые ситуации: данную пословицу можно использовать, чтобы показать, что человеку необходимо быть добрым и справедливым, чтобы заслужить добро в своей жизни. Она может быть полезна в разговоре о моральных ценностях или во время обсуждения эмпатии и взаимоуважения.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык