Сопоставьте отрывки из научных и художественных текстов. Определите черты содержательного и языкового своеобразия научных текстов (на фоне художественных). К каким
частям речи относятся термины? Какие значения в научных текстах выражают глаголы?
1. Результаты экспериментальных исследований показывают, что наиболее удовлетворительное
совпадение для широкого диапазона размеров капель дает аппроксимация спектра их размеров с
гамма распределения. Поскольку основной вклад в радиолокационную отражаемость и
в интенсивность осадков дает крупнокапельная часть спектра размеров капель, можно учитывать
только ниспадающую часть спектра, аппроксимируя ее экспонентой, являющейся частным
случаем гамма распределения. (С.В. Матвеенко, А.Г. Алейников, Н.Н. Бадулин «Оценка точности
измерения интенсивности дождя радиолокационным
Туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шага, чтобы до
дождя поспеть домой. Передовые ее, низкие и черные, как дым с копотью, облака с
необыкновенной быстротой бежали по небу. До дома еще было шагов двести, а уже поднялся
ветер, и всякую секунду можно было ждать ливня.
Дети с испуганным и радостным визгом бежали впереди. Дарья Александровна, с трудом борясь с
своими облепившими ее ноги юбками, уже не шла, а бежала, не спуская с глаз детей. Мужчины,
придерживая шляпы, шли большими шагами. Они были уже у самого крыльца, как большая капля
ударилась и разбилась о край железного желоба. Дети и за ними большие с веселым говором
вбежали под защиту крыши. (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»)
2. На основании многолетних наблюдений за бурным ветром на метеостанциях проведено
схематическое районирование территории Кыргызстана по буречасам, т.е. суммарной годовой
продолжительности сильных ветров как интегрального показателя интенсивности буревой
деятельности на его территории. Для повышения глубины анализа и достор грности получаемых
результатов разработана специальная климатическая типизация территории, включающая 12
типов, различающихся местоположением, рельефными условиями и орографической
защищенностью. (А.О. Подрезов «Районирование территории Кыргызстана по годовой
длительности бурь»)
Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное
время, не забывая почти никогда ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное
предание в народе. И число, и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из
казны отпускалась на год на весь край известная мера электричества.
Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю. (И.А. Гончаров «Обломов»)
1. Через язык автор передает события и описывает мир так, чтобы читатель ощущал его эмоции и представлял себе его глазами. Например, в отрывке из "Анны Карениной" описывается пейзаж: "передовые ее, низкие и черные, как дым с копотью, облака с необыкновенной быстротой бежали по небу".
2. В художественных текстах часто используются различные стилистики фигуры речи, такие как метафоры, олицетворения и эпитеты. Например, в отрывке из "Обломова" описывается гроза: "бывают постоянно в одно и то же установленное время".
3. Художественные тексты часто содержат диалоги, которые помогают передать эмоции и межличностные отношения персонажей. В отрывке из "Анны Карениной" описывается диалог и действия персонажей, которые сопровождаются деталями и эмоциональными описаниями.
Научные тексты, такие как статья "Оценка точности измерения интенсивности дождя радиолокационным" С.В. Матвеенко, А.Г. Алейникова и Н.Н. Бадулина, и статья "Районирование территории Кыргызстана по годовой длительности бурь" А.О. Подрезова, используют язык для передачи фактов, результатов исследований и научных заключений. Они преследуют цель быть объективными и точными в передаче информации.
Основываясь на текстах, можно сделать следующие выводы относительно научных текстов:
1. В научных текстах используется устойчивая терминология, которая четко определена и имеет конкретное значение. Например, в отрывке из статьи об использовании гамма распределения в исследованиях дождя, используются термины "гамма распределение" и "аппроксимация".
2. В научных текстах глаголы часто выражают действия или процессы. В отрывке из статьи об оценке точности измерения интенсивности дождя, глаголы "показывают", "дают", "учитывать" и "аппроксимируя" используются для представления результатов исследования и объяснения методологии работы.
3. Научные тексты стремятся быть логическими и последовательными, используя аргументы и обоснования для подтверждения своих утверждений. Например, в отрывке из статьи о районировании территории по длительности бурь, авторы представляют свои результаты и объясняют методику использования климатической типизации.
Таким образом, художественные тексты используют язык для передачи эмоций и создания образов, в то время как научные тексты используют язык для передачи фактов и научных результатов.