Сочинение-рассуждение по тексту л. жуховицкого "чему-нибудь и кому нибудь" друг борис неменский, замечательный художник, как-то сказал мне, что есть два метода обучения живописцев и скульпторов. один принят у нас сегодня: талантливые , выдержав конкурс, поступают в институт, где слушают лекции разных педагогов и под руководством мастеров овладевают тонкостями профессии. другой метод - ренессансный: художник набирает подмастерьев, и они с нуля, с веника и растирания красок, постигают тайны ремесла. так, между прочим, обучался несравненный страдивари. так обучался сам леонардо, так он ставил на ноги своих учеников. не берусь судить, какой метод лучше. но было в россии одно удивительное учебное заведение, чей уникальный опыт, к сожалению, не был изучен, понят и развит. я имею в виду царскосельский лицей - вероятно, самое ренессансное учебное заведение в страны. его создавали с совершенно определенной и вполне прагматичной целью. в царской семье подрастали дети, им нужно было дать образование хотя бы потому, что корона на глупой голове держится плохо. учиться в одиночестве скучно. вот и решили в компанию самым элитным детям державы набрать сколько-то отпрысков дворянских семей. набрали. этих в том и состояла, чтобы составлять компанию. дальше, однако, получился сбой: венценосцы передумали погружать наследников в сомнительное общество рядовых баричей, и уже открытый лицей лишился цел и смысла. словом, хотели как лучше, а получилось как всегда. дирекция лицея оказалась в сложном положении. военные училища готовят военных, инженерные - инженеров. а кого готовить лицею? тут была полная неясность. осталось, увы, единственное: учить, по формулировке александра сергеевича, “чему-нибудь и как-нибудь”. преподаватели, однако, были молоды, образованны и талантливы: для элитных учеников и наставников подбирали элитных. они и принялись обучать лицеистов тому, что знали, любили и ценили сами. и никто не знает, что дало больше пушкину, пущину и дельвигу - учение или вольное общение друг с другом и с молодыми педагогами. наверное, никогда в российских гимназиях, колледжах и вузах не было столь ярких, столь талантливых выпусков: свободолюбивые, любознательные, широко мыслящие лицеисты становились и замечательными поэтами, и государственными деятелями высокого ранга. не знаю, как часто вспоминали в лицее эпоху возрождения и вспоминали ли ее вообще. но земное притяжение действует не только на тех, кто изучил законы ньютона. шаровая молния, запущенная в самом начале шестнадцатого века, многократно обойдя планету, на наше счастье, взорвалась блистательными искрами под петербургом, в царском селе.
В тексте идет речь о методах обучения живосписцев да скульпторов. Один из методов - конкурс, институт, учеба. Он работает и поныне. Другой - когда уже признанный мастер набирает учеников и под его руководством они учатся искусству.
Автор не берется судить о том, какой из методов лучше. Я же думаю, что второй - намного эффективнее. Ведь при учебе в институтах голову и руки студента загружают массой ненужный вещей, во втором же случае, все, чем занят ученик - постигание тайны мастерства. Как видим, результаты такой учебы впечатляют - Леонардо да Винчи, Страдивари и много других.
Но дальше идет самое интересное. Оказывается, когда-то был создан Царскосельский лицей, в котором должны были учиться венценосные дети. Лицей создали, учеников набрали из дворянских семей, для компании, но... учить царских отпрысков передумали. Раз уж лицей создали, то решили уже и учить, но, по принципу "чему-нибудь да как-нибудь". И так уж вышло, что выходцами из этого лицея тсали такие известные люди, как Пушкин, Пущин и Дельвиг.
Разве могли бы даже представить те, кто создал этот лицей, к чему это приведет? Кто выйдет из этих стен? А.С.Пушкин, А.А.Дельвиг - те, кто восстал против действующего режима, кто всей душой , всем сердцем болел за Россию. Власть их ненавидела, власть их боялась. Но, власть сама же их и воспитала, своими руками создав ту самую "шаровую молнию", которая, по словам самого
Л. Жуховицкого, " запущенная в самом начале шестнадцатого века, многократно обойдя планету, на наше счастье, взорвалась блистательными искрами под Петербургом, в Царском Селе."