А. П. Чехов стал знаменитым как автор коротких юмористических рассказов.
Однако юмористическое начало в творчестве писателя можно назвать особым и
специфическим. Вспомним поведение тонкого перед толстым в рассказе «Тонкий
и толстый» или действия Червякова перед Бризжаловым в рассказе «Смерть
чиновника». Они комичны, но как-то по-особенному. Чем же подход к юмору у
Чехова отличает его от других писателей?
Юмором, как правило, называют изображение чего-либо в комическом или
смешном плане. Писатели используют юмор в основном для осмеяния тех или
иных поступков, пороков или недостатков человека. Юмор обличать
все это завуалировано, так, чтобы не сразу, а опосредованно, читатели смогли
догадаться, о чем или о ком идет речь в произведении. И, смеясь над действиями
и попытками главных героев исправить положение, мы понимаем тот или
иной поступок или действие персонажа в произведении. Однако, так глубоко
прочитывая рассказы Чехова, мы тем самым противоречием его высказыванию
о подоплеке в его рассказах: «Боюсь того, кто ищет между строк… я хотел
быть просто свободным художником». Писатель хотел просто изобразить
на бумаге то, как он сам видим окружающий мир. А что мы берем из этого
описания — художественные ценности оформления мыслей или нравственные
составляющие — определяется не прочтением между строк, а подходом писателя
к описанию поведения и поступков главных героев к какой-либо жизненной
ситуации. Свободный художник своими приемами говорит намного больше, чем
чтение между строк. Чехов отмечает в своих произведениях важный аспект —
объективный подход к человеку.
В основе сюжета первых рассказов Чехова лежит анекдот или сжатая
парадоксальная...
ситуация. И все произведение остается подчиненным этому.
Например, развернутых портретных характеристик почти нет в юмористических
рассказах. Здесь даны только отдельные черточки, штрихи и контуры. Давая такое
сжатое описание героя, автор показывает, что главное в рассказе не внешние
данные, а поведение главных героев в той или иной жизненной ситуации.
Юмористически описана и мимика, и жесты персонажей. Вот как ведет себя
Очумелов в рассказе «Хамелеон», понимая, наконец, чья это собака. «Да разве
братец ихний приехали? Владимир Иваныч?» — спрашивает Очумелов, и все лицо
его заливается улыбкой умиления».
Юмор в ранних рассказах Чехова не всегда носит легкий характер, как, например,
в «Лошадиной фамилии». В некоторых рассказах юмористическая основа
смешивается с печальными и грустными нотками. И эта печать и тоска не
только от того, что человек сам себя растаптывает, как Червяков и тонкий перед
другими. А еще и от того, что каждый из них сознательно уничтожают себя и
свое человеческое достоинство. Попадая, казалось бы, в космические ситуации,
они не могут с той же легкостью и юмором выйти из положения. И потому юмор
Чехова можно назвать синтетическим, совмещающим все мельчайшие оттенки
его проявления: комическое и нелепое, печальное и грустное, обнадеживающее
и безысходное. Ведь через юмор можно освободиться от каких-то недостатков,
посмотреть на себя со стороны. И поняв, как ведут и как комично выглядят
персонажи Чехова, мы самим можем научиться выходить из положения, не топча
своего достоинства. Ведь на все можно смотреть с юмором и достойно выйти из
любой ситуации с гордо поднятой головой.
А. П. Чехов стал знаменитым как автор коротких юмористических рассказов.
Однако юмористическое начало в творчестве писателя можно назвать особым и
специфическим. Вспомним поведение тонкого перед толстым в рассказе «Тонкий
и толстый» или действия Червякова перед Бризжаловым в рассказе «Смерть
чиновника». Они комичны, но как-то по-особенному. Чем же подход к юмору у
Чехова отличает его от других писателей?
Юмором, как правило, называют изображение чего-либо в комическом или
смешном плане. Писатели используют юмор в основном для осмеяния тех или
иных поступков, пороков или недостатков человека. Юмор обличать
все это завуалировано, так, чтобы не сразу, а опосредованно, читатели смогли
догадаться, о чем или о ком идет речь в произведении. И, смеясь над действиями
и попытками главных героев исправить положение, мы понимаем тот или
иной поступок или действие персонажа в произведении. Однако, так глубоко
прочитывая рассказы Чехова, мы тем самым противоречием его высказыванию
о подоплеке в его рассказах: «Боюсь того, кто ищет между строк… я хотел
быть просто свободным художником». Писатель хотел просто изобразить
на бумаге то, как он сам видим окружающий мир. А что мы берем из этого
описания — художественные ценности оформления мыслей или нравственные
составляющие — определяется не прочтением между строк, а подходом писателя
к описанию поведения и поступков главных героев к какой-либо жизненной
ситуации. Свободный художник своими приемами говорит намного больше, чем
чтение между строк. Чехов отмечает в своих произведениях важный аспект —
объективный подход к человеку.
В основе сюжета первых рассказов Чехова лежит анекдот или сжатая
парадоксальная...
ситуация. И все произведение остается подчиненным этому.
Например, развернутых портретных характеристик почти нет в юмористических
рассказах. Здесь даны только отдельные черточки, штрихи и контуры. Давая такое
сжатое описание героя, автор показывает, что главное в рассказе не внешние
данные, а поведение главных героев в той или иной жизненной ситуации.
Юмористически описана и мимика, и жесты персонажей. Вот как ведет себя
Очумелов в рассказе «Хамелеон», понимая, наконец, чья это собака. «Да разве
братец ихний приехали? Владимир Иваныч?» — спрашивает Очумелов, и все лицо
его заливается улыбкой умиления».
Юмор в ранних рассказах Чехова не всегда носит легкий характер, как, например,
в «Лошадиной фамилии». В некоторых рассказах юмористическая основа
смешивается с печальными и грустными нотками. И эта печать и тоска не
только от того, что человек сам себя растаптывает, как Червяков и тонкий перед
другими. А еще и от того, что каждый из них сознательно уничтожают себя и
свое человеческое достоинство. Попадая, казалось бы, в космические ситуации,
они не могут с той же легкостью и юмором выйти из положения. И потому юмор
Чехова можно назвать синтетическим, совмещающим все мельчайшие оттенки
его проявления: комическое и нелепое, печальное и грустное, обнадеживающее
и безысходное. Ведь через юмор можно освободиться от каких-то недостатков,
посмотреть на себя со стороны. И поняв, как ведут и как комично выглядят
персонажи Чехова, мы самим можем научиться выходить из положения, не топча
своего достоинства. Ведь на все можно смотреть с юмором и достойно выйти из
любой ситуации с гордо поднятой головой.