автор показал истоки характера героини. из слов катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен работой. жила катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую‑нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для катерины – безусловный нравственный идеал. но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. чуткая катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме кабановых. выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, варвара (сестра тихона) удивленно восклицает: «да ведь у нас то же самое». «да здесь все как будто из‑под неволи», – роняет катерина, и в этом для нее главная драма.
катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. она входит в семью кабановых, готовая любить и почитать свекровь («для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» – говорит она кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. но тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и катерина говорит о своей к нему любви: «мне жалко его ! » и в борьбе с незаконной любовью к борису катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на тихона.
жизнь кати сильно изменилась. из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. она всей душой хочет быть чистой и .
обстановка, в которой живет катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. но катерина не такова. к борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. грех лежит на ее сердце тяжким камнем. катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. она признается во всем мужу и кабанихе.
что ей остается? остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. но не таков характер катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. в последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все ужасы. нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. смерть – ее освобождение.
автор показал истоки характера героини. из слов катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен работой. жила катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую‑нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для катерины – безусловный нравственный идеал. но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. чуткая катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме кабановых. выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, варвара (сестра тихона) удивленно восклицает: «да ведь у нас то же самое». «да здесь все как будто из‑под неволи», – роняет катерина, и в этом для нее главная драма.
катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. она входит в семью кабановых, готовая любить и почитать свекровь («для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» – говорит она кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. но тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и катерина говорит о своей к нему любви: «мне жалко его ! » и в борьбе с незаконной любовью к борису катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на тихона.
жизнь кати сильно изменилась. из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. она всей душой хочет быть чистой и .
обстановка, в которой живет катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. но катерина не такова. к борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. грех лежит на ее сердце тяжким камнем. катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. она признается во всем мужу и кабанихе.
что ей остается? остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. но не таков характер катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. в последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все ужасы. нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. смерть – ее освобождение.