Еще совсем недавно можно было услышать легенду о том, как появилась в селах Горьковской области «хохлома». Она гласит, что жил в Москве мастер-иконописец, чьи работы очень ценил и богато вознаграждал царь. Мастер любил свое ремесло, но больше он любил свободу, поэтому покинул столицу и поселился в глухих керженских лесах. Там он продолжал заниматься любимым делом. Он хотел создать искусство, которое было бы всем понятно, как простая русская песня. Так и появились первые изделия, украшенные пышными узорами. Слава о мастере разнеслась по всей Руси, многие приезжали посмотреть на его искусство, а некоторые даже оставались жить в его деревне. Когда слава дошла до грозного царя, он приказал привести мастера к нему, но народная молва быстрее царского войска, и вскоре мастер узнал о своей беде.Собрал тогда он односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства. Когда же царские стрелки вошли в деревню, мастера они не нашли, а дом его пылал огнем. После пожара остались на земле краски мастера, впитавшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его искусство. Такова легенда.В ней, конечно, много вымысла, но правда в том, что только тогда можно сохранить мастерство, когда оно передается от учителя к ученику. В начале XX века крестьяне стали покупать фаянсовую и стеклянную посуду. Хохломским мастерам стало некому продавать свои изделия, и поэтому они производили их все меньше, узоры становились все грубее и проще. Но нельзя было допустить, чтобы искусство, отразившее душу народа, пропало бесследно, поэтому в 1918 была создана школа по работе с деревом, где красильщики и токари стали учителями, а возглавил школу профессиональный художник. Обучение длилось три года. Сначала ученики копировали образцы, чтобы «поставить руку» — научиться быстро и точно выводить узоры.Сейчас работы хохломских мастеров можно увидеть во многих музеях нашей страны. Они радуют нас яркими красками и щедростью, узоров. Расскажите об известном вам народном промысле.Наряду с хохломой в России есть еще очень много народных промыслов. Каждое из них по-своему уникально, но самое завораживающее зрелище представляют собой произведения гжельских мастеров.Гжель родилась недалеко от Москвы и прославилась не только на всю страну, но и за ее пределами. Бело-голубая роспись напоминает весеннее небо в воздушных облаках.В начале XX века гжель, как хохлома, стала «вырождаться», потому что началось конвейерное производство изделий, расписанных гжелью; многие секреты и умения мастеров стали исчезать. После Великой Отечественной войны ситуация изменилась, к старинному ремеслу стали относиться с вниманием: многолетние традиции были восстановлены. Сейчас во многих домах стоят изделия из гжели, а иностранцы увозят их как сувениры так же охотно, как и всемирно известных русских матрешек.