Слово Четырнадцатое: человек ли он? Есть ли у человека что-либо драгоценнее его сердца? Называя кого-то человеком с сердцем, люди почитают его за батыра.
Другие качества сердца они себе ясно не
представляют. Милосердие, доброта, умение
принять чужого за родного брата, желая ему
благ, которые бы пожелал себе — все это
веление сердца. И любовь — желание
сердца. Язык, повинуясь сердцу, не солжет.
Только лицемеры о сердце забывают. Те же,
кого молва кличет “человеком с сердцем”,
часто оказываются людьми не стоящими
похвалы. Если у них не в чести учтивость,
верность данному обету, отвращение от зла,
вести за собой заблудших, а не
плестись за толпой жалким псом, умение
смело постоять за правое дело, когда это
трудно, не отступиться от истины, когда это
сделать легче легкого, то в груди тех, кого
люди почитают за батыров, бьется не
обыкновенное, а волчье сердце.
Казах ведь тоже дитя человеческое. Многие
из них сходят с пути истины не от недостатка
разума, а от того, что не имеют в сердце
мужества и стойкости, чтобы принять советы
умного и следовать им. Многим из тех, кто
уверяет, будто совершил зло по незнанию, я
не верю. Есть у них знания, но постыдное
безволие и лень заставляют их пренебрегать
этими знаниями. Отступившись раз, редко
кто находит в себе силы для исправления.
Если человек, предавшись дурным
поступкам, безудержному бахвальству, не в
силах остановиться и взыскать с себя, не
пытается очиститься перед Богом или
собственной совестью, как назвать такого
джигитом?
1. Напишите сжатое изложение,
используя вводные слова и однородные
члены предложения. В работе
соблюдайте правописание гласных и
согласных в разных частях слова, слов
через дефис.
Всего : [8]
Схема выставления
ПИСЬМО и использование языковых единиц
Описание
8 Очень хорошо понимает тему текста. Соблюдает структуру, соответствующую заданию. Действенное использование языка для воздействия на читателя. Употребляет обширный спектр лексики и языковых конструкций. Соблюдает языковые нормы языка. 7 Хорошо понимает тему текста. Использует подходящую структуру. Успешно использует словарный запас для воздействия на читателя. Применяет разнообразную лексику и языковые конструкции. Показывает хороший уровень соблюдения норм языка. 5-6 Достаточно понимает тему текста. Структура соответствует заданию с некоторыми отклонениями. Достаточное использование словарного запаса для воздействия на читателя. Использует удовлетворительный спектр лексики и языковых конструкций. Соблюдает нормы языка. 3-4 Недостаточно понимает тему текста. Структура в основном не соответствует заданию. Недостаточное использование словарного запаса для воздействия на читателя. Небольшой спектр лексики и языковых конструкций. Представляет слабый уровень соблюдения норм языка. 1-2 Очень слабое понимание темы. Слабая структура, может быть расплывчатой или бессвязной. Есть попытки использования словарного запаса для воздействия на читателя