Синтаксический разбор предложения
1.Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
2.По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
3.По наличию грамматических основ: простое или сложное.
6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.
7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.
8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Пример синтаксического разбора простого предложения
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими)
[O и O].
Упражнение 283АБВГ.
-Прочитай отрывок из стихотворения К. Ибряева.
-Опиши образ, выраженный в выделенном предложении (устно)
Первоклассника вводят в класс торжественно и почтительно, потому что это его первый шаг в мир знаний, потому что это первое знакомство с его первым наставником. Я понимаю этот образ так: учитель всегда мне в получении новых знаний и не только. Он всегда рядом и всегда поэтому моя рука и сейчас в его руке.
Выполняете устно.
-Назови синонимы к словам уважительно, навсегда.
-Назови слова с переносным значением.
-Найди однородные члены по схемам
1. [О и О].
2. [О, О].
3. [О, О и О].
Учим теорию Упражнение 283Д.
Выполняете устно.
-Что обозначает словосочетание море цветов и звуков?
Мир цветов и звуков — это метафора.
-С какой целью автор использует слово море в переносном значении?
-Слово из рамочки гипербола.
Море цветов и звуков — гипербола
-Прочитайте определение гипербола. Стр151
ГИПЕРБОЛА-ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ
Пишем. Упражнение 284.
-Найди гиперболу.
-Какой образ создает?
-С какой целью используется?
На основе ответов заполни концептуальную карту.
Гипербола
Какой образ создает?
Выполни синтаксический разбор предложения.
4. Рассуждать Степан не стал — светофор рукой достал (очень высоко), в серединку заглянул, что-то где-то подвернул. (С. В. Михалков)
Выполни упражнение 287 устно.
Прочитай определение эпитета в учебнике на стр. 153.
ЭПИТЕТ-ПОЭТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
На основе упражнения 288 А заполни таблицу.
Эпитет «сущ+прилаг»
Какой образ создает?