ШАРОВАЯ МОЛНИЯ
Сколь бы загадочным явлением ни оставалась молния, все же никому в голову не придет усомниться в ее существовании. Совсем по-иному относятся люди к шаровой молнии: многие и по сей день считают ее оптической иллюзией и даже выдумкой. Рассказы людей, видевших шаровую молнию, наталкиваются порой на такое же недоверие, как рассказы о встречах с летающими тарелками. Так что на поверку шаровая молния не столько редкое, сколько «социально скрытое» явление: многие очевидцы опасаются недоверия и насмешек и потому предпочитают не рас о виденном. Между тем исследования, проведенные только в одной небольшой долине в Австрийских Альпах, показали, что за шестьдесят лет на территории в сто квадратных километров шаровую молнию видели девятнадцать раз. Это значит, что очевидцев шаровой молнии гораздо больше, чем людей, видевших место, в которое ударила обычная молния. В нашей стране данные наблюдений за шаровыми молниями собираются группами ученых при Ярославском государственном университете и при Институте высоких температур в Москве. В банке данных российских ученых есть, в частности, информация о сорока пяти встречах военных самолетов с шаровыми молниями. Шесть из таких «свиданий» закончились гибелью самолетов.
Ученым довелось узнать о губительных свойствах шаровой молнии уже на самой заре эры электричества. Летом 1753 года профессор Рихман погиб, наблюдая в Петербурге за воздействием грозы на изобретенное им устройство для измерения электрического поля в атмосфере. От металлического стержня отделился голубой огненный шар величиной с кулак и ударил Рихмана, стоявшего в шаге от прибора, прямо в лоб. При этом раздался треск, напоминавший выстрел из пистолета.
Шансы увидеть шаровую молнию весьма невелики – примерно один к десяти тысячам. Впрочем, есть люди, для которых встреча с молнией – правда, не шаровой, а обыкновенной – дело привычное. В американца Роя Салливана молния попадала семь раз. Первая встреча стоила ему ногтя на пальце правой ноги, во второй раз молния сожгла ему брови, в третий – кожу на левом плече, в четвертый – волосы, в пятый – опять же волосы, которые успели к тому времени заново отрасти. Последние два попадания пришлись в ногу и в живот. Теперь у Салливана особые, доверительные отношения с молнией. «Перед тем как в меня попадает молния, – рассказывает он, – волосы начинают потрескивать – это верный сигнал. Через две секунды она в меня бьет. Так что спрятаться, сами понимаете, я не успеваю».
Задания 1. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
2. Определите тип речи.
3. Какая связь (цепная иди параллельная) предложений в первом абзаце? 4. Найдите ключевые слова, связывающие предложения первого абзаца. 5. Найдите в тексте вводные слова, обороты и предложения. Определите их роль в этом тексте. Какими синонимичными вводными словами, оборотами и предложениями их можно было бы заменить? 6.Из предложений первого абзаца выпишите словосочетания, укажите главное и зависимое слова, охарактеризуйте их по связи. 7. Выпишите из текста не менее трех примеров разных видов обстоятельств с теми словами, от которых они зависят. Укажите во на который каждое из них отвечает. 8. Укажите пример неполных предложений (в том числе в составе сложного) и запишите, какие члены опущены.​

husravh323 husravh323    1   25.05.2020 15:28    1427

Ответы
stacezoloto stacezoloto  21.12.2023 10:14
1. Стиль текста может быть определен как научно-популярный, так как автор приводит факты и исследования, иллюстрируя их рассказами о людях, которые видели шаровую молнию.
2. Тип речи в тексте - информативный, так как автор передает фактическую информацию о явлении шаровой молнии и о людях, сталкивающихся с молнией.
3. В первом абзаце есть цепная связь предложений, так как они последовательно перечисляют разные факты и рассуждения о шаровой молнии.
4. Ключевые слова, связывающие предложения первого абзаца: "молния", "шаровая молния", "оптическая иллюзия", "выдумка", "редкое явление", "социально скрытое явление", "много очевидцев", "встречи с шаровыми молниями".
5. В тексте есть вводные слова, обороты и предложения:
- "Сколь бы загадочным явлением ни оставалась молния" - вводное предложение, вводит тему текста и устанавливает контекст.
- "Между тем" - вводное слово, вводит новый факт или аргумент.
- "Так что на поверку" - вводное предложение, указывает на противоречие между мнением о шаровой молнии и ее фактическим существованием.
- "В нашей стране" - вводное предложение, указывает на место, где собираются данные о шаровых молниях.
Роль вводных слов, оборотов и предложений в тексте - вводить и связывать новую информацию и факты, а также усиливать аргументацию автора.
Синонимичными вводными словами, оборотами и предложениями их можно было бы заменить: "Невзирая на то, что", "Однако", "Впрочем", "Отмечается, что".
6. Словосочетания из предложений первого абзаца:
- "расстояние в сто квадратных километров" - главное слово: расстояние, зависимое слово: сто квадратных километров.
- "очевидцев шаровой молнии" - главное слово: очевидцев, зависимое слово: шаровой молнии.
- "встречах военных самолетов с шаровыми молниями" - главное слово: встречах, зависимое слово: военных самолетов, шаровыми молниями.
Они связаны по смыслу - описание и количественный аспект явления шаровой молнии и его встреч с людьми и самолетами.
7. Примеры разных видов обстоятельств:
- "на территории в сто квадратных километров" - местообстоятельство, отвечает на вопрос "где".
- "за шестьдесят лет" - временное обстоятельство, отвечает на вопрос "когда".
- "многие очевидцы опасаются недоверия и насмешек" - цели обстоятельство, отвечает на вопрос "зачем".
- "по сей день" - временное обстоятельство, отвечает на вопрос "до какого момента".
- "в нашей стране" - местообстоятельство, отвечает на вопрос "где".
8. Пример неполных предложений: "Между тем исследования…" (опущен подлежащий), "Шансы увидеть шаровую молнию весьма невелики" (опущен подлежащий + сказуемое), "В американца Роя Салливана молния попадала семь раз" (опущено сказуемое).
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык