Сережа любовался зимой воробьями и очень жалел их. Он смастерил для них кормушку, в морозные дни часто сыпал в нее хлебные крошки и зерно. Ведь сытой птице холод переносить легче.
Однажды зимняя стужа загнала сюда синичку. Она стала охотно посещать Сережину столовую. Синицы любят сало. Сережа доставал кусочки и подвешивал их на ниточке.
Синичка оказалась очень умной. Она мигом догадывалась, что это угощение для нее. Это лакомство пришлось ей по вкусу.
Однажды Сережа Синичка попрыгала с воробьями по пустой кормушке и стала клювом постукивать по стеклу окна.
С тех пор синичка каждое утро будила Сережу.
(По В. Чаплиной)
О чем это текст? Какова тема текста?
Как мы можем озаглавить этот текст? (озаглавьте и запишите в тетрадь)
Каков тип этого текста?
А какая часть речи развивать действие?
– Обратимся к тексту и выпишем выделенные глаголы, поставив их в неопределенную форму и выделим суффиксы
ЛЮБОВАЛСЯ - ЛЮБОВАТЬСЯ
ПОДВЕШИВАЛ - ПОДВЕШИВАТЬ
ДОГАДЫВАЛАСЬ - ДОГАДЫВАТЬСЯ
ПОСТУКИВАЛ - ПОСТУКИВАТЬ
– Подумайте, от чего зависит выбор суффиксов в глаголах.
– Подумайте, от чего зависит выбор суффиксов в глаголах.
(Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Целью нашего урока является- познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами)
– Поставьте глаголы в 1 л. ед.числа? (Какое местоимение нам ЛЮБОВАТЬСЯ ЛЮБУЮСЬ
ПОДВЕШИВАТЬ ПОДВЕШИВАЮ
ДОГАДЫВАТЬСЯ ДОГАДЫВАЮСЬ
ПОСТУКИВАТЬ ПОСТУКИВАЮ
– Как ведут себя суффиксы глагола, когда мы изменяем глагол по лицам?
(Суффикс ОВА изменился на УЮ, а суффиксы ИВА и ЫВА – не изменились).
– Какой вывод можно сделать о правописании этих суффиксов