сделайте сжатое изложение очень Издавна считалось, что чтение художе¬ственной литературы полезно для моло¬дёжи, так как знакомит её с «правилами игры» в реальном мире. Группа канадских психологов из университета Торонто не¬давно выдвинула идею: так же как обуче¬ние на авиационном тренажёре позволяет усовершенствовать навыки будущего пи¬лота, хороший роман служит «симулятором жизни», тренирует навыки жизни в обществе. При этом текст выступает как «обучающая программа», а роль тренажёра выполняет мозг читателя.
Оказалось, что любители чтения зна¬чительно лучше, чем малознакомые с беллетристикой, определяют настроение человека по глазам и несколько лучше по¬нимают без слов взаимоотношения между людьми.
В одном из экспериментов людей случайным образом разделили на две группы и одной дали прочитать рас¬сказ Чехова «Дама с собачкой», а другой – текст такой же длины, с изложением тех же происходящих в рассказе событий, но в «документальном» стиле. Подробные психологические обследования до и после чтения показали, что прочтение чеховского рассказа несколько изменило личность читателей. Каждый из них временно стал чем-то эмоционально похож на того или иного персонажа расска¬за. Читавшие документальное изложение рассказа психологически не изменились.
Это всего лишь прочтение одного рас¬сказа, а тот, кто регулярно читает худо¬жественную литературу (желательно, конечно, уровня Чехова!), наверняка, меняет свою личность, считают авторы исследования. Писатели специально или интуитивно стараются заставить читателя идентифицировать себя с тем или иным героем, это и приводит к некоторому из¬менению психики читателя. Романы, но¬веллы, повести, рассказы, поэмы, драмы, а в детстве – и сказки учат нас жизни, про-игрывая на «компьютере» нашего мозга всевозможные жизненные ситуации.